Найти тему

Любая цифровизация полезна, пока она не тормозит бизнес-процессы в отрасли!

Директор ФАУ РосКапСтрой, член попечительского совета НИУ МГСУ Юлия Максимова не только успешный руководитель и один из ключевых игроков отрасли, но и самоотверженный, героический человек. Юлия Геннадьевна ведет колоссальную по объему благотворительную и гуманитарную работу по интеграции новых регионов, шефствует над детским домом на освобожденной территории, оказывает помощь госпиталям и раненым бойцам. Сама она не считает это чем-то сверхъестественным, говоря, что это обыденная, повседневная работа, обязанность человека, гражданина и патриота. Слова истинного строителя, созидателя, что тут скажешь!

Наш разговор получился предельно насыщенным и информативным. Мы обсудили информационно-аналитические системы в строительстве, восстановление новых территорий, образовательную политику и воспитание молодежи, работу с подшефным детским домом в Шахтерске и мн. др.

На стратегических сессиях, в том числе и в МГСУ, говорят об информационной централизации строительной отрасли. На Ваш взгляд, создание общей коммуникационной площадки — вопрос ближайшего или все-таки далекого будущего?

- Надо понимать специфику нашей отрасли. Возьмем, к примеру, налоговиков – у них получилось централизовать сферу, но это направление все-таки достаточно целостное по содержанию и игрокам. А стройкомплекс — это десяток разных областей! И у каждого направления, игрока свой путь развития, свои интересы. Поэтому каждая компания идет по пути разработки собственной системы.

-2

Роскапстрой один из лидеров в таких разработках?

— Да, безусловно. Например, Роскапстрой – оператор информационно-аналитической системы (ИАС) «Мониторинг», разработанной для сбора и анализа полученной со строительной площадки информации с целью мониторинга хода строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства. Сервисы ИАС «Мониторинг» построены на базе современных облачных технологий, что обеспечивает защиту системы, позволяет удаленно координировать работу по реализации проекта, а также оценивать текущую ситуацию на объекте капитального строительства в режиме реального времени. Все федеральные проекты Минстроя отслеживаются в ИАС. Добавлю, что ИАС – система верхнеуровнего мониторинга. Это не контрольная, а больше аналитическая работа: она собирает данные и информацию по перечню объектов, проблемным вопросам строительства, отставаний по срокам, разбивкам по бюджетам (региональный/федеральный) и т.д. Вот вам и централизация данных, и контроль, и оценка, и мониторинг, и нужные выводы.

Что мешает внедрению цифры и унификации общих коммуникационных площадок?

— Многие не стремятся к цифровизации. И это нежелание легко объяснить: часто работа опережает документацию, не хватает специалистов, умеющих работать в системах типа СУИД или ИАС. Стройка — нелинейный, живой организм. Здесь одни только командные методы не действуют, надо проявлять тонкость и такт. Добавлю, что любая цифровизация полезна до тех пор, пока она не тормозит бизнес-процессы в отрасли, затраты на внедрение и администрирование программ должны давать определенный эффект. Любой IT-продукт должен способствовать разбюрокрачиванию, ускорению, облегчению, прозрачности.

-3

Можете привести пример, когда административные барьеры тормозят реальный процесс строительства?

— На ум сразу приходит система контроля за движением средств на крупных объектах капитального строительства. Чтобы предотвратить вывод средств недобросовестным застройщиком, в проекте так жестко закреплены все суммы, что поменять их ситуативно практически невозможно. При этом проблемы порой возникают катастрофические. Например, надо на новой территории построить водовод. Вышел проект из экспертизы, указан определенный диаметр трубы. В силу изменившейся ситуации необходимо срочно заменить проектное решение, используя трубы другого диаметра. Подрядчик готов, поставщики есть, государству нужен этот водовод, там густонаселенный район, сложная гуманитарная обстановка, людям необходима вода. Но в проекте указано 0,5 см! И система контроля средств ставит замену трубы под жесткий запрет! Механизма быстрого реагирования на такие вещи, увы, нет. Что происходит дальше? Подрядчик вынужден брать кредитные средства, корректировать экспертизу, решать проблему с кадрами, платить проценты по кредиту (а это дает серьезное удорожание), затраты на доставку, материалы и т.д. Все это тяжелым бременем ложится на бизнес. А дальше печальный итог — несвоевременное завершение строительства. А на практике это выглядит еще хуже: целый район сидит без питьевой воды…

Каковы пути решения проблемы?

— Заказчик должен иметь право вносить корректировки в проект и в бюджет в случае возникновения подобных чрезвычайных ситуаций. Ответственность, разумеется, тоже на заказчике. Тут ведь дело не только в сложной обстановке, санкциях, проблемах с закупками. Забиты в бюджет проекта голландские строительные смеси — и все! Без гибкой системы контроля изменений они там и останутся до окончания сроков строительства. Фактически нужен общий регулирующий акт по строительству объекта, который заключается между подрядчиком, техническим заказчиком, представителем авторского надзора – он и будет консолидировать все заинтересованные стороны. Они должны между собой взаимодействовать, гибко реагировать на все изменения в проекте и на месте все решать. Вот это и есть настоящая коммуникация, дающая реальный результат!

Вы сказали про нехватку специалистов во многих цифровых направлениях отрасли. ФАУ «РосКапСтрой» планирует открывать кафедры по переподготовке, повышению квалификации, проведению независимых оценок профессиональной деятельности?

— Мы большей частью практики. Поэтому на совместных образовательных программах с МГСУ мы рассказываем, как работает реальная стройка. Работаем по кейсам. Нет ничего лучше хорошей практики. Как говорится, можно прочесть много учебников по строительству тоннелей, но лучше построить хотя бы один тоннель! А в целом линейка курсов у нас обширная: это курсы по организации и управлению в строительстве, ценообразованию и сметному нормированию, сохранению объектов культурного наследия, информационным технологиям, строительному контролю и контрольно-надзорной деятельности и т.д. И, разумеется, мы активно вкладываемся в работу с молодежью.

Юлия Максимова на заседании попечительского совета НИУ МГСУ
Юлия Максимова на заседании попечительского совета НИУ МГСУ

Какими аспектами деятельности университета Вы занимаетесь как член Попечительского совета НИУ МГСУ, и какие мероприятия Роскапстрой планирует провести в нашем вузе в ближайший год?

— Я горжусь тем, что вхожу в Попечительский совет главного строительного вуза страны. На образовательных мероприятиях Минобрнауки РФ мы работаем с МГСУ, а, значит, повышаем акции «РосКапСтроя» в сфере образования. Я очень благодарна Павлу Алексеевичу Акимову за включение меня в Попечительский совет, мы сотрудничаем в сверхконструктивном ключе в части разработки совместных программ. Как подведомственное учреждение Минстроя, мы регулярно проводим образовательные форумы «Молодой специалист — строитель будущего». Организуем встречи студентов вузов и техникумов с представителями власти, региональных строительных министерств, с работодателями, производителями стройматериалов, подрядчиками. Это та самая профессиональная среда, в которую должна быть погружена, наша молодежь — вот приоритетная задача. Есть и идеологический аспект: нам важно, чтобы молодые не уходили из отрасли, важно понимание перспектив развития, стимулы, интерес.

В МГСУ не так давно состоялся показ фильма Елены Дубровской «Призвание» о нелегкой, драматичной судьбе педагога из Донецка. Вы ведете большую благотворительную, гуманитарную работу по интеграции новых регионов. Чем для Вас является эта деятельность? Миссия? Долг?

— Для меня это повседневная работа, моя обязанность как человека, гражданина, патриота. Мы же строители, наша задача — собирать, строить, воссоздавать и возводить с нуля, поднимать города из руин. Что касается фильмов, конечно, надо снимать для молодежи, показывать войну и ее последствия так, как они есть. Я специально привозила своих детей в восстанавливаемый Мариуполь. И показывала фотографии того, как выглядел город после активных боевых действий. И объясняла, к чему могут привести разногласия между взрослыми в своей радикальной форме. Все это произвело впечатление. Наша ключевая проблема в том, что молодежь не задумывается над некоторыми фундаментальными основами, не понимает ценностей и традиций своей страны, не осознает, что такое защита рубежей, зачем нам сильная, развитая и независимая экономика. Так что надо системно работать, разъяснять, показывать. Я шефствую над детским домом в Шахтерске – там живут дети, у многих из которых родители погибли под обстрелами ВСУ. Вот тем ничего объяснять не надо…А с другими надо разговаривать! Со всеми детьми в стране, увы, пока работать не могу – поэтому воспитываю и просвещаю по – максимуму своих детей и тех, с кем мы непосредственно соприкасаемся. Большой путь начинается с первого шага. А дальше – время покажет.