Почему все мальчишки такие неряхи?
(Вопрос юной читательницы)
Мы часто слышим от детей и взрослых фразы типа «все чиновники взяточники», «все политики лгуны», «все мужчины грубые», «все девчонки задаваки», «все мальчишки хулиганы», «все учителя зануды» и так далее.
Ответить на это можно песенкой Поросёнка из сказки «У слонёнка день рождения»:
Все про нас говорят, что мы грязные?
Среди нас, поросят, есть разные!
Есть глупые и умные,
Есть тихие и шумные,
Есть славные, примерные,
Есть жадные и скверные –
Разные бывают поросята!
Но! Как показали исследования учёных, иногда – иногда! – и если взять ситуацию «в среднем» – можно обнаружить очень интересные явления, которые наводят на не менее интересные мысли.
Скажем, про «мальчишек-нерях». Любой опытный вожатый в детском лагере, едва зайдя в пустую палату, тут же безошибочно вам скажет – мальчики живут в этой палате или девочки. Или, скажем, студенческое общежитие – спальню и уж тем более кухню на мужской половине невозможно спутать со спальней, комнатой отдыха или кухней на женской половине. И дело не в том, что «на кухне девочки за собой моют посуду, а мальчишки не моют», нет! Моют посуду и те, и другие, но... «Девочки моют посуду после еды. А вот мальчики – перед едой!».
Наблюдения показали, что даже ссоры в семьях «из-за беспорядка» происходят по той причине, что у мужчин и женщин само восприятие «порядка» очень и очень разное! Скажем, женщина спускается к мужу в гараж и хватается за голову – «у него там такой страшный кавардак!». А её муж, наоборот, считает, что у него в гараже полный порядок. А когда женщина, не спросясь у мужа, «наводит порядок» – тут уже муж хватается за голову, потому что «я теперь ничего не могу найти!».
Давным-давно, когда я ещё учился в школе, был у нас музыкальный кружок, он же «ВИА» – то есть «вокально-инструментальный ансамбль». Три раза в неделю после уроков мы собирались, как в песне «в каморке, что за актовым залом», и репетировали разные песни. И вот пришло время нам выступать на каком-то важном празднике, и нам устроили (ну нельзя же нас выпускать на праздник «просто так», вдруг мы что-нибудь не то споём?) прослушивание. Пришли учительница музыки, два завуча и сама (!) директор школы. Ужасно волнуясь, мы спели и сыграли несколько песен. Директриса подумала и строго сказала: «Песни, ребята, очень хорошие. Но почему у вас на сцене такой страшный бардак? Что это за мусор, что за провода, которые везде висят и валяются по полу?! Немедленно убрать!».
Понимаете весь юмор ситуации? Вот электрогитара – чтобы она звучала, её нужно проводом подключить к усилителю. И сам усилитель нужно подключить к розетке – тоже проводом! Вот синтезатор – но его тоже нужно подключить к розетке, а ещё соединить с микшерным пультом, и опять проводами. Даже барабанную установку нужно подзвучивать микрофонами, а микрофону снова нужен провод. Это сейчас беспроводные радиомикрофоны есть везде и стоят копейки, а в те годы это была страшная редкость, которая стоила бешеных денег. В общем, проводов у нас были километры – и с какой же любовью и тщанием мы ухаживали за этими проводами! Следили за тем, чтобы не ломались разъёмы, аккуратно пропаивали все обрывы и «сопли» паяльником и заботливо укутывали изолентой... И вот теперь директриса называет наши провода «мусором» и требует их «убрать»!
Мы, наверное, целый час потратили на то, чтобы объяснить директрисе школы, что эти провода – не мусор! И что без них ансамбль слышно не будет! А директриса нам говорила, что «вот я видела по телевизору, как выступал ансамбль из Москвы. И никаких проводов там не было!». А мы объясняли ей, что это называется «выступление под фонограмму», что звук «по телевизору» был записан на плёнку, а музыканты только делали вид, что играют и поют. Для «красивой» картинки. Да вот он, тот самый видеоролик, можете сами посмотреть:
И вправду – ни одного провода, ни на полу, ни на синтезаторе, ни у гитар, и даже микрофонов нет, и всё такое красивое и аккуратное... Правда? В общем, чтобы уговорить директрису, понадобилась помощь... школьных мужчин! Завхоза, военрука и учителя физики!
Ещё десятки и сотни тысяч лет назад у наших предков сложилось семейное разделение труда: женщина – «внутри», она хранительница домашнего очага, воспитательница детей, будущего поколения племени. А мужчина – охотник, добытчик, воин. Он «снаружи». Поэтому психология у мужчин и женщин (и у мальчиков и девочек тоже!) разная. Некоторые в наше время яростно кричат, что это не так, и что признание этой разности – чуть ли не «оскорбление женщин» и даже «нарушение равноправия». Ещё раз повторимся: все люди разные, у них может быть разное воспитание, разное образование и так далее. Но если брать «в среднем» (ну, как те самые политики у нас любят рассуждать про «среднюю зарплату»), тогда...
(Читайте также: Почему раньше девочки не ходили в школу?)
Основной интерес у девочек – это «малая вселенная», то есть человек и то, что его непосредственно окружает. Собственное тело (включая здоровье), внешность, одежда, посуда, украшения, школьные принадлежности, квартира, дом, психология отношений между людьми... Именно поэтому девочки намного больше мальчиков любят критиковать, поучать, наставлять, воспитывать, обсуждать черты характеров.
Основной интерес у мальчиков – это «большая вселенная», то есть окружающий мир и его устройство в целом. Дороги, дальние страны, путешествия, динозавры, космос, законы мироздания «вообще». Именно поэтому мальчики намного больше девочек любят разговаривать о фантастике, о видеоиграх, о загадочных НЛО и далёких планетах... И, кстати, мальчики ломают игрушки намного чаще девочек (это правда, спросите любую воспитательницу детского сада!) не потому, что они «неаккуратны», а потому, что хотят узнать «что внутри», «как это устроено».
Ещё очень давно, в середине XIX века, когда только-только изобрели телеграф и появилась профессия – «телеграфист», было устроено серьёзное научное исследование на тему «кто лучше подходит на работу телеграфистами – мужчины или женщины?». В результате получилась «боевая ничья». Потому что женщины-телеграфистки были «в среднем» более аккуратными, но их меньше интересовало устройство самого аппарата. Мужчины-телеграфисты были менее аккуратны, зато лучше разбирались в самой технике. Женщины-телеграфистки допускали меньше ошибок, когда передавали текст – но при этом если возникала какая-то нештатная ситуация, мужчины-телеграфисты намного быстрее находили решение...
Довольно часто наблюдаемая ситуация – когда сестра (подруга, жена, мама) во дворе отчитывает (строго или добродушно, по-всякому бывает) брата (друга, мужа, сына) за испачканную куртку или футболку. Вот она, разница: для мальчика грязное пятно на футболке малозначительно, его намного больше интересует игра, «кто победит». А для девочки грязное пятно – это вещь исключительно важная, намного важнее, чем «какой-то там футбол». В том же студенческом общежитии: студент («в среднем») вымоет тарелку (одну!) именно тогда, когда ему понадобится чистая тарелка, то есть перед едой. У него дела и поважнее есть. А вот для студентки «в среднем» полная грязной посуды раковина после ужина – это «грязь в ближнем окружении», «беспорядок», «как ножом по сердцу».
Между прочим, именно по этой причине торговые организации, продавцы и рекламные агенты больше любят женщин, а не мужчин – ну, в качестве клиентов и покупателей! Для женщины очень важен уют в комнате – поэтому она сперва купит в комнату красивый ковёр, затем пылесос, чтобы чистить этот ковёр, затем ещё и начнёт регулярно покупать разные средства для чистки этого ковра... А мужчина сразу прикинет все эти предстоящие расходы и труды, и просто не станет покупать ковёр в комнату. Вообще.
Исследования учёных показали: даже говорят мужчины и женщины по-разному! Оказалось, что в речи женщин в среднем больше существительных и прилагательных, а в речи мужчин – больше глаголов и междометий! Забавно, правда? Когда мальчики впервые видят незнакомую вещь, они чаще всего реагируют вопросом – «что это? как это устроено? как это работает?». А вот девочки чаще реагируют эмоциональной оценкой – «какая прелесть!», «ой, как красиво!» (или наоборот, некрасиво). И девочки, и мальчики любят музыку и музыкальные инструменты – но девочкам больше нравится играть «как учительница показывает», «красиво и правильно», «ах, как я стараюсь, клавишей касаюсь!». А вот мальчишки (любого возраста) обожают разные эксперименты – «а что будет, если поднять у пианино крышку?», «а что будет, если в струны заправить бумажную ленту?» и даже «а можно ли на пианино играть ногами или попой?», вот как тут:
Так что и в вопросах «наведения порядка» мальчики и девочки (а следом за ними и взрослые мужчины и женщины) предпочитают абсолютно разные подходы!
P.S.
А в заключение послушайте, пожалуйста, эту мудрую песенку. Послушайте-послушайте! В ней каждое слово – правда...
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: https://t.me/luchik_magazine
После прочтения такой жуткой, скверной статьи вам наверняка захочется посмотреть – это что же там за детский журнал такой издают такие гадкие, циничные люди?
Что ж, скачать бесплатно и без регистрации "Лучики" можно здесь: https://www.lychik-school.ru/archive
Подписаться на журнал (а вам наверняка этого захочется после того, как вы с ним познакомитесь) можно на сайте Почты России, купить задорого – на Wildberries или "Озон".