5 и 9 апреля сборная Беларуси сыграет с Кипром и Грузией в отборе ЧЕ-2025.
В любой сфере деятельности важен человек, который олицетворяет собой несколько эпох. Одной из таких личностей является Юрий Малеев. Он был чемпионом страны в составе МПКЦ, стоял у истоков становления «Торпедо»-БелАЗа в его нынешнем виде, а сейчас делает все возможное для развития нашего женского футбола. С главным тренером сборной Беларуси и «Динамо»-БГУФКа мы обсудили текущие дела в дамском футболе, вспомнили Якова Шапиро, Анатолия Юревича… А еще узнали о его интересах за пределами поля.
«С Побегайло я не ссорился»
— Какую задачу ставите в квалификации чемпионата Европы-2025?
— Естественно, занять в своей группе первое место, вернуться в дивизион «В» Лиги наций — других задач и быть не может.
— Насколько трудно совмещать посты в клубе и сборной?
— Я бы не стал делать акцент на том, что это сложно. Скорее, сказал бы, что здесь разная специфика.
С появлением нового турнира (Лиги наций) работать стало немного тяжелее. Когда были только отборы на Евро и чемпионат мира, особых трудностей я не испытывал, так как хватало времени на подготовку.
— Вы главный тренер базового клуба сборной. Расстраиваетесь, если девушки уезжают в другие команды?
— Не буду оригинальным: если игрок уезжает в более сильный клуб, то это нормальная ситуация — так и должно быть. Лучшие должны играть в лучших командах. Однако важно, чтобы футболистка выходила в основном составе. Если этого не будет, она не принесет полноценной пользы сборной — тренировки тренировками, но игровую практику ничем не заменишь.
— Недавно ваш «Динамо»-БГУФК впервые за четыре года потерпел поражение на внутренней арене, уступив Суперкубок Беларуси «Минску». Это вас задело?
— Любое поражение неприятно. И оно меня по-спортивному разозлило. Но такому результату сопутствовали разные обстоятельства. Ключевое из них — уход от нас ряда лидеров. В то же время понимаю, что невозможно в течение четырех лет сохранить состав. Как говорится, люди приходят и уходят — это одна из футбольных составляющих.
К нам присоединилась большая группа игроков, пришедших из аренд и из "Зоркі”. Безусловно, нужно время на адаптацию. К новичкам предъявляются новые требования, ведь в их прошлых командах все было иначе. Дело не в том, что у кого-то требования лучше или хуже — они просто другие.
Также свою роль сыграло то, что перед Суперкубком мы провели в обновленном составе всего три матча, чего недостаточно. Ну и постоянно побеждать на протяжении четырех лет также проблематично.
— В декабре Анастасия Побегайло дала громкое интервью, в котором рассказала о ваших сложных взаимоотношениях. Есть шанс на примирение?
— Начнем с того, что я с ней не ссорился. Для меня то, что она высказала, — это обида девчонки на жизнь или что-то еще.
Кто-то говорит, что Анастасия — наш сильнейший легионер. Я с этим мнением категорически не согласен. И не согласен с тем, кто считает ее сильнейшим игроком. Будь так, она, выступая за «Минск», выделялась бы в матчах против «Динамо», которые всегда носят принципиальный характер. Да и в играх за сборную сложно вспомнить ее результативные действия.
К тому же она никогда не участвовала в отборе мяча. Оправдывалась неказистой фразой: «Это Беларусь». Для меня это не аргумент. Если ты не участвуешь в оборонительных действиях, то автоматически не можешь претендовать на звание качественной футболистки. Из-за этого минуса она долгое время просидела на лавке в Дании.
Я через агента пытался вызвать Анастасию на сборы, но положительного ответа не получил. Считаю, что свой характер нужно показывать на футбольном поле, а не за его пределами. Признаюсь, сначала мне было неприятно, когда прочитал ее интервью. С другой стороны, все знают, что я никогда не нарушал спортивную этику.
— Как восприняли новости о том, что сборная Литвы может отказаться от матчей с вашей командой в евроотборе?
— Здесь политический момент. Считаю, для футбола это плохо. Не хотите играть — переходите в Азиатскую или Тихоокеанскую конфедерацию. Если вы придерживаетесь принципа равноправия, то почему не хотите играть с нами?
Этот политический момент вносит определенные неудобства. Он отвлекает, настораживает, расслабляет. Есть предчувствие: несмотря на то что они говорят о нежелании с нами сыграть — в итоге они сыграют. Спортсмены должны заниматься спортом, а политики — политикой. Категоричность литовцев — это их проблемы.
— Владимир Шиндиков признался, что вы вручили ему свою награду лучшему тренеру чемпионата Беларуси 2024 года. Почему пошли на такой шаг?
— Тренерский уровень измеряется совокупностью факторов. Ключевой из них — игра на международной арене. Вы помните, что сборная U-19 достойно там выступила. Я очень благодарен тем, кто проголосовал за меня, но лучший тренер в данной номинации — Владимир Петрович Шиндиков.
— В женском футболе вы с 2016 года, когда возглавили «Минск». Что вас тогда удивило?
— Много чего. Если брать организационный фактор, то где-то подводила дисциплина. В этом плане мне пришлось перестраивать ситуацию на свой манер. В спортивной части расстраивала техническая сторона женского футбола.
Однако были и плюсы. Меня очень радовало желание девчонок постоянно развиваться. Они хотели, чтобы их научили, объяснили и показали, как надо.
— В 2019-м вы приняли нашу женскую сборную. Какие отличия между национальной командой и клубом сразу бросились в глаза?
— Главное заключается в том, что УЕФА и ФИФА ограничивают количество дней для подготовки к матчам сборных. В клубе есть возможность выстроить долгосрочный тренировочный план.
Большой плюс в наличии базового клуба сборной. Когда играли против нидерландок, у нас семь человек представляли «Динамо». В такой ситуации намного легче поставить команде игру.
Повторюсь, главное отличие — в количестве дней на подготовку. Когда был ковид со всеми сопутствующими обстоятельствами в виде закрытия границ и так далее, времени на подготовку стало еще меньше, так как логистический вопрос никто не отменял.