В романах Джейн Остин есть особые персонажи, которые сначала появляются на страницах книги в виде "тени": о них говорят, о них думают, их описывают, их хвалят или ругают другие персонажи, и читатель из этих кусочков сведений вынужден сам собирать образ героя. Таких персонажей довольно много: леди Кэтрин и её дочь и мисс Дарси в "Гордости и предубеждении", миссис Феррарс в " Чувство и чувствительность", мистер Эллиот в "Доводах рассудка" и, конечно же, Фрэнк Черчилль и Джейн Фэрфакс в "Эмме".
И изо всех этих персонажей Джейн Фэрфакс все же стоит особняком. Во всех других случаях при появлении персонажа на страницах книги лично, мы тут же можем составить о нем свое мнение. Мы слышим его прямую речь, видим его действия. Да, возможно, не все грани открываются нам сразу, но тем не менее таинственность слетает. Совсем другая картина с мисс Фэрфакс. Она появляется на страницах романа как прекрасная статуэтка: элегантная, с бледной нежной кожей, с прекрасными манерами и безупречной игрой на фортепиано и... остается "тенью", за которую по прежнему говорят другие персонажи. Сама же она хранит молчание почти до последних страниц книги, да и там говорит немного. Давайте попробуем понять мисс Джейн Фэрфакс.
Джейн Фэрфакс была очень изысканна — удивительно изысканна; а изысканность Эмма ценила превыше всего. Она была хорошего роста — такого, что всякий назвал бы ее высокою и никто — долговязой; прекрасно сложена, грациозна; не толста и не худа, а в самую меру, хотя налет болезненности, пожалуй, склонял чашу весов в сторону последнего из двух зол. Всего этого Эмма не могла не увидеть, и потом, это лицо — эти черты — она совсем забыла, как они прекрасны; неправильные, но такие, что залюбуешься. Глазам, глубоким, серым, с темными бровями и ресницами, она никогда не отказывала в похвале, но и кожа, которую привыкла бранить, находя несколько землистой, была так чиста, нежна, что румянец только испортил бы ее. Пред нею была та особая красота, в которой главенствует изящество, и Эмма, по чести и совести, по всем правилам своим, не могла ей не отдать дань восхищения — с изяществом, будь оно внешним или внутренним, она встречалась в Хайбери так редко. Здесь не было и тени вульгарности, — были высокие и неподдельные достоинства.
Итак, ее матушка была дочерью миссис Бейтс и сестрой мисс Бейтс. Покойный мистер Бейтс был местным священником и человеком, судя по отношению к его вдове и дочери, весьма уважаемым, но небогатым. Семья жила на доходы от прихода и после смерти мистера Бейтса оказалась в очень стесненных обстоятельствах. Можно предположить, что миссис Фэрфакс при замужестве получила весьма скромное приданое, если вообще получила. Ее супруг был военным, лейтенантом, что означает, что его основным доходом было военное жалование. Оба родителя скончались достаточно рано. Наследство доставшееся их единственной дочери было очень мало и не могло обеспечить ее проживание и обучение, так же как и возможности ее бабушки и тетки не позволяли им дать маленькой Джейн образование и воспитание приличествующее молодой дворянке. Сомнений в происхождений семьи Бейтс быть не может, так как не смотря на свое бедственное положение они "по умолчанию" входят в круг самых высокопоставленных жителей Хайбери. Вспомните сомнения Эммы насчет посещения вечера у Коулов, богатого семейства "низкого" происхождения. С посещением семейства Бейтс у нее таких проблем нет.
Понятно, что в таком положении семья готова принять любую помощь, и когда появляется полковник Кэмпбелл, друг покойного отца Джейн и предлагает взять на себя образование девочки и воспитывать ее вместе с собственной дочерью, то это воспринимается, конечно, как дар небес.
Джейн Фэрфакс живет в семье полковника Кэмпбелла, получает образование, дружит с его дочкой и пользуется всеобщей любовью, но поскольку у полковника есть только приличное жалование, но совсем не много собственных средств, он не может позволить себе обеспечить помимо дочери еще одну девушку. А посему Джейн предстояло пойти работать - стать гувернанткой.
В момент, когда мы встречаем ее на страницах книги ей исполнилось 21 год. Он достигла возраста который назначила сама себе, чтобы изменить свою жизнь, что можно предположить далось ей с трудом. Общественный статус гувернантки был очень низким в начале 19 века, и девушка вынужденная идти работать вряд ли могла радоваться предстоящим переменам. В случае с Джейн торопиться вступить на этот путь, на первый взгляд, не было необходимости. Кэмпбеллы были готовы оставить ее в своем доме пока у них была такая возможность, но с другой стороны, отсрочка делала для Джейн смену положения все более болезненной и трудной. Обычно девушки шли на эту должность после достижения восемнадцатилетия. Джейн же все эти годы провела на ровне с дочерью Кэмпбеллов, развлекаясь, танцуя на балах и посещая модные курорты. Очень вероятно, что Кэмпбеллы и сама Джейн надеялись что привлекательная, хорошо воспитанная барышня привлечёт внимание джентльменов и найдёт себе достойного спутника жизни.
Поводом для желанной отсрочки, которым Джейн могла легко оправдывать своё промедление, могла быть её польза Кэмпбеллам в качестве компаньонки дочери. Но после замужества последней причин для отсрочки уже не стало. Если не считать осеннюю простуду девушки. Именно так внешне выглядит ситуация, когда Джейн прибывает в Хайбери. Однако, есть ещё одна скрытая причина для отсрочки - тайная помолвка с Фрэнком Черчиллем, которая длится уже несколько месяцев и не имеет перспектив. Или имеет?
Мы знаем, что ситуация разрешилась смертью миссис Черчилль. Но на что рассчитывал Фрэнк делая предложение? И чего ожидала Джейн соглашаясь на тайную помолвку? Помолвка, судя по всему, состоялась ещё летом, когда Джейн и Фрэнк встретились в Уэймуте. Можно предположить, Фрэнк объяснил своё необходимость оставить всё в тайне своим не желанием травмировать болеющую тётку. И обещал открыться своим благодетелям при первой возможности. Однако, Джейн не производит впечатление глупой доверчивой девушки и не могла не сознавать, что причина кроется не столько в здоровье миссис Черчилль, а сколько в её вероятной реакции на помолвку с девицей без связей и состояния. И что, по всей видимости, ее жених отнюдь не уверен в благоприятном исходе своего разговора с тетей. И не могла не сознавать, что такая ситуация может продлиться довольно долго и вполне может окончиться не слишком благоприятным образом. Ведь тетка могла настоять на разрыве помолвки, или лишить племянника наследства. Здесь следует упомянуть, что о миссис Черчилль нам известно крайне мало. О том, что она крайне самовластна, мы знаем только со слов Фрэнка и мистера Уэстона. Но были ли они правы? Была ли миссис Черчилль готова лишить любимого племянника наследства и изгнать из дома из-за помолвки с Джейн, как это сделала миссис Феррарс в отношении своего сына, или это было мнение исключительно самого Фрэнка, посчитавшего, что она сочтет Джейн недостойной. Как в свое время и Уиллогби преувеличил гнев своей тетушки - " миссис Смит пожелала его простить и, упомянув, что причиной такой снисходительности был его брак с достойной девицей, Дала ему повод предположить, что, поступи он с Марианной так, как того требовали честь и благородство, он мог бы получить и счастье и богатство."
С одной стороны, это был шанс выйти замуж и избежать работы гувернанткой, с другой, риск зависнуть в положении неопределенности и лжи. Ведь, судя по всему, ни полковник Кэмпбелл, ни его супруга, ни молодая миссис Диксон не знали о состоявшейся помолвке. Кроме того, если бы об этой помолвке стало известно обществу, но она бы не увенчалась замужеством, репутации Джейн был бы нанесен серьезный ущерб и вряд ли бы она после этого смогла рассчитывать на место гувернантки в приличном семействе.
Пользуясь тем, что чета Кэмпбелл отбыла в Ирландию и переехав к родным в Хайбери, Джейн разумеется обеспечила себе несколько месяцев отсрочки, в течение которой ей не будут задавать вопросов о ее будущем. Но это не могло продолжаться бесконечно. Как не были рады ее видеть бабушка и тетя, рано или поздно должны были возникнуть вопросы о ее планах и у них, и у Кэмпбеллов. Да, и Фрэнк не смог бы постоянно пребывать в Хайбери ради встреч с невестой.
Знала ли мисс Фэрфакс, что для конспирации Фрэнк собирается приударить за Эммой? Понимала ли, как тяжело ей будет переносить подобное зрелище? Рискну предположить, что Фрэнк решил это самостоятельно, поставив невесту перед фактом? Но тем не менее она принимает подобное положение вещей. Как ни крути, на ее глазах ее суженый играет с чувствами другой молодой девушки и она участвует в этом обмане. Хотела бы она оказаться на месте Эммы? А чтобы было если бы Эмма оказалась чуть более влюбчива, а миссис Черчилль чуть более здорова? Как бы поступил Фрэнк, если бы его тетя запретила бы ему женитьбу, пригрозив лишением всего?
Мне кажется, что Джейн при всей ее рассудительности оказалась более доверчивой, чем это можно было предположить. Она доверилась чести молодого человека, его порядочности и его чувствам к ней. И переоценила свои возможности спокойно вытерпеть создавшуюся двусмысленную ситуацию.
Не похоже, что Джейн была готова видеть как ее жених проявляет интерес, пусть и не искренний, к другой девушке. Или слышать о том, что Эмма и Фрэнк могли бы составить прекрасную партию. А такие рассуждения, почти наверняка, велись в местном обществе. И при этом осознавать, что помолвку с Эммой Фрэнку, скорее всего, не пришлось бы скрывать от тетки. Все поведение Джейн говорит о все более нарастающем напряжении. Похоже, что ревность, сомнения и тревоги все более одолевают ее. Но все это она вынуждена держать в себе и внешне вести себя как ни в чем не бывало. Знает ли Фрэнк о ее тревогах? Полагаю, что до последней серьезной ссоры между возлюбленными, после которой Джейн решилась принять предложение о месте гувернантки, она пыталась скрывать свои опасения от жениха.
У Джейн Фэрфакс есть особая черта характера, которую точно подмечает Эмма, скрытность. На первый взгляд, это сдержанность вызвана той ситуацией, в которую Джейн себя неосторожно поставила. Но это не совсем так. О "холодности и замкнутости" Джейн Эмма раздумывает еще до ее появления в Хайбери. А значит эта черта была присуща ей и раньше когда, вроде бы, и скрывать было нечего.
Но, конечно, в том что Джейн старалась во всем подыгрывать своему кавалеру, терпеть его поведение, прощать и не предъявлять претензий, свою роль сыграло то, что для нее замужество было единственной альтернативой участи гувернантки, которая для нее была не слишком привлекательной. Полагаю, что мысль о разрыве помолвки, а также сомнения в надежности и порядочности Фрэнка неоднократно приходили ей в голову, но надежда на столь удачное для нее замужество все перевешивало. О всей тяжести ее переживаний говорит то, что в конце концов она решилась на ссору со своим кавалером и даже не разрыв помолвки.
Еще одна интересная черта Джейн, это умение отвечать на вопросы не высказывая собственного мнения. Кроме того, она ни когда сама не предлагает тем для разговора и не высказывает интереса к разговору, пока к ней не обращаются. Наверное, это прекрасная черта для будущей гувернантки, но пока мисс Фэрфакс просто умная и воспитанная барышня, которая находится на равных в местном обществе. Откуда же такое подчеркнутое равнодушие к общению. Она ведет себя с Эммой почти невежливо при первом своём посещении Вудхаусов. Её ответы явно показывают нежелание отвечать на вопросы. Но ведь она не может не понимать, что расспросы Эммы вызваны желанием хозяйки поддержать разговор, быть приятной и, возможно, сблизиться. Да и темы для разговоров Эмма взяла не "с потолка". Всё они навеяны болтовнёй мисс Бейтс. И то, что Джейн , оставаясь в рамках приличия, отталкивает Эмму своими "пустыми" ответами, на мой взгляд, является проявлением невоспитанности и даже эгоизма. Вот как описывает проявление вежливости у Эммы Джейн Остин: "Вежливость, тотчас пришедшая на выручку, помогла Эмме изобразить на лице интерес и сказать с улыбкой:— Значит, у вас от мисс Фэрфакс есть свежие вести? Какая радость! Надеюсь, она здорова?" Что мешает мисс Фэрфакс держаться подобным образом?
Я вполне допускаю, что Джейн не хочется говорить о Фрэнке, Диксонах и даже Кэмпбеллах, хотя последнее кажется странным, но неужели умная хорошо воспитанная девушка не в состоянии придумать безопасную для себя тему для разговора. Проявить интерес к собеседнице или к местным делам? Казалось бы, простая вежливость гостьи требовала этого. Ведь на тот момент у Джейн не было никаких причин отталкивать Эмму. Фрэнк ещё не появился в Хайбери. До некрасивого поступка Эммы с мисс Бейтс на пикнике ещё тоже далеко. (Хотя, если честно, я заметила чтобы Джейн серьезна возмущалась обидной шуткой Эммы в отношении ее тетки). Родные Джейн получали от Эммы постоянную и вполне ощутимую помощь и постоянно были гостями её дома. Разлад с Вудхаусами сказался бы на них не лучшим образом. Мне кажется, уже одно это могло подвигнуть Джейн быть приятной собеседницей. Однако, она ведёт себя подобно Марианне Дэшвуд, поставив во главу угла собственные переживания, и мало задумываясь об окружающих, включая и любящих ее тетю и бабушку. Да и в последующем, ее действия напоминают поведение Марианны, только в легкой форме: тот же отказ нормально питаться, отказ общаться с посторонними, те же страхи родных за ее здоровье. Вот только Марианне 17 и она вся на виду, а Джейн - 21 и родные только гадают о причинах ее поведения.
На этом фоне поведение Фрэнка Черчилла выглядит весьма не легкомысленно, не красиво и даже жестоко по отношению к невесте. Даже если он уверен, что Эмма не принимает его ухаживаний всерьез (хотя, как можно быть в этом уверенным), то о чувствах любимой девушки, судьба которой полностью зависит от него, он мог бы и позаботиться. Но Фрэнк тоже в полной мере демонстрирует свой эгоизм и самоуверенность. Он манипулирует окружающими в своих интересах, не задумываясь ни о чувствах Джейн, ни о чувствах отца и его жены, не о чувствах Эммы, ни о том в какое положение их может поставить его игра. К его чести, надо признать, что у него был порыв рассказать Эмме правду, хотя он им и не воспользовался.
Однако, мне было бы интересно узнать, как Фрэнк собирался хранить тайну своей помолвки и как разрешить возникшую ситуацию. Ведь он все время утверждает, что болезни его тетки - всего лишь ее прихоть, однако, в результате выясняется, что миссис Черчилль была серьезно больна. Действительно ли Фрэнк не верил в серьезность ее болезни или, наоборот, осознавая что тетя серьезно больна, развлекаясь, ждал ее смерти. Ни одно из этих предположений не красит мистера Фрэнка Черчилла. В первом случае, непонятно как долго он собирался держать Джейн в состоянии неопределенности, что учитывая ее положение весьма болезненно. Во втором, поражает его равнодушие к воспитавшей его женщине.
Однако, несмотря на эгоистичность и легкомыслие ее будущего мужа, Джейн Фэрфакс все же невероятно повезло. Как бы не сложилась ее дальнейшая жизнь в качестве миссис Фрэнк Черчилль, она получила уверенность в будущем, материальное благополучие и высокое положение в обществе, и сможет поддерживать своих родных. Ибо то, что его не слишком благородное поведение сошло ему с рук и было полностью принято всеми участниками событий, может сподвигнуть его и дальше не слишком заморачиваться чувствами полностью зависящей от него супруги. Особенно, если она будет столь же терпелива. Однако, будем надеяться, что его легкомыслие и эгоизм Фрэнка всего лишь проявление молодости и в дальнейшем он станет примерным супругом.