Найти тему
Строительный мир

Транссибу необходим третий путь между двумя крупнейшими городами Дальнего Востока

Между двумя крупнейшими дальневосточными городами на участке Транссибирской железнодорожной магистрали могут построить третий главный путь. Об этом в ходе межведомственного заседания Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Арктики в апреле 2024-го рассказал заместитель председателя правительства Приморья Николай Стецко. Его слова приводит информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ».

© Vyacheslav Bukharov / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Перевалка угля в порту Находка)
© Vyacheslav Bukharov / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Перевалка угля в порту Находка)

Правда, чиновник говорил лишь о потенциальном проекте, выразив надежду на его скорую реализацию. Он признал, что для воплощения столь масштабной задумки потребуются большие вложения, однако на фоне увеличения объема грузоперевозок на данном направлении вопрос строительства дополнительного пути между Хабаровском и Владивостоком становится все актуальнее. В свою очередь, в РЖД воздержались от комментариев относительно этой инициативы.

Стецко пояснил, что сегодня прорабатываются проекты на сумму свыше полутриллиона рублей по расширению портовых мощностей — это позволит переваливать примерно в 2,5 раза больше грузов, чем сейчас. В прошлом году порты Приморья переработали 156 млн тонн. Однако без наличия должной железнодорожной инфраструктуры они вряд ли смогут выйти на полную мощность. Этим и обусловлена потребность в третьем главном пути на участке Хабаровск – Владивосток.

© Андрей Перцев / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Красным — Транссиб. Зеленым — БАМ. Оранжевым — Амуро-Якутская магистраль)
© Андрей Перцев / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Красным — Транссиб. Зеленым — БАМ. Оранжевым — Амуро-Якутская магистраль)

Также в связи с данной темой был поднят вопрос строительства обходных перегонов горно-перевальных участков на линии Смоляниново – Находка-Восточная. Сегодня линия работает на пределе своих возможностей. Три года назад этот проект оценивался в 115 млрд руб. Его инициатором тогда выступила Уральская горно-металлургическая компания, о чем можно прочитать в нашей отдельной публикации по ссылке ниже.

В любом случае, эти объекты не были включены в паспорт инвестиционного проекта третьего этапа развития Восточного полигона, который на днях одобрило правительство РФ. Напомним, до 2032 года на расширение БАМа и Транссиба предполагается потратить 3,7 трлн руб. В целом, в рамках следующего этапа построят порядка 280 различных объектов, включая второй Северомуйский тоннель, новый мост через Амур в районе Комсомольска-на-Амуре и обход Хабаровска, что позволит увеличить провозную способность полигона до 270 млн тонн в год.

© ОАО «РЖД» / dvzd.rzd.ru (В феврале 2024 г. между станциями Хабаровск-1 и Хабаровск-2 открыли движение по третьему главному пути. Это позволило оптимизировать межстанционную работу и увеличить пропускную способность по первому и второму главному пути перегона)
© ОАО «РЖД» / dvzd.rzd.ru (В феврале 2024 г. между станциями Хабаровск-1 и Хабаровск-2 открыли движение по третьему главному пути. Это позволило оптимизировать межстанционную работу и увеличить пропускную способность по первому и второму главному пути перегона)

Что касается потенциального третьего главного пути между Владивостоком и Хабаровском, то в сентябре 2023-го эту тему поднимал и глава Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. Правда, он говорил о высокоскоростной магистрали. В случае ее появления, действующие пути станут более свободными для грузового движения. Но эта задумка выглядит менее реалистичной (по крайней мере, в обозримом будущем), нежели строительство обычной электрифицированной железной дороги.