Дефицит пропускных способностей на Восточном полигоне с каждым годом ощущается все острее. Особенно заметно это стало с увеличением объемов перевозок угля. Сегодня ¾ мирового рынка этого полезного ископаемого приходится на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Из России его транспортировка через порты Дальнего Востока осуществляется с задержками и не в тех объемах, при которых можно обойти конкурентов — действующая железнодорожная инфраструктура попросту не справляется с нагрузкой.
Вопрос о необходимости модернизации Транссиба и БАМа был поднят более десяти лет назад, но сначала проект долго согласовывали, а затем по разным причинам сроки реализации первого этапа, который предполагает увеличение пропускной мощности до 144 млн т в год, постоянно переносились. Реализовать его планировали с 2013 по 2017 годы, но в итоге он продолжается до сих пор. По словам вице-премьера Андрея Белоусова, завершить работы должны до конца 2021-го.
За эти годы в проект было вложено более 435 млрд руб. В рамках второго этапа, запланированного на 2021-2024 годы, намерены освоить почти 780 млрд руб. Хотя с учетом разных факторов, включая удорожания строительных материалов, не исключено, что сумма со временем увеличится. К примеру, цены на металл за год поднялись почти в два раза.
Что касается провозной способности Восточного полигона, то она через три года должна составить 188 млн т. Но и этого, по мнению ряда экспертов, может быть недостаточно, так как прогнозируется существенное увеличение объемов контейнерных перевозок, плюс планируется начать освоение угольных месторождений. Поэтому, по некоторым подсчетам, даже с появлением новой и обновлением действующей инфраструктуры, невывезенными могут оказаться более 50 млн т угля.
На это обращалось внимание и в сентябре текущего года во время Восточного экономического форума. В частности, были озвучены предложения по строительству нового пути на юге Приморского края. В будущую инвестиционную программу РЖД намерены включить строительство третьей ветки от Хабаровска до ст. Шкотово, а к 2024 году от последней до ст. Смоляниново за 24 млрд руб. должен появиться обход длиной 12,2 км.
В свою очередь было выдвинуто предложение о том, чтобы протянуть третий путь дальше до морских портов, построив в общей сложности еще более 100 км железной дороги — обходных перегонов горно-перевальных участков на линии Смоляниново – Находка-Восточная. С инициативой выступило ОАО «УГМК», по подсчетам которого, пропускная способность на этом отрезке пути с дополнительной инфраструктурой достигнет 150 млн т в год; на реализацию проекта понадобится около 115 млрд руб.
Сегодня участок сильно перегружен и работает на пределе своих возможностей: за год по нему провозят около 70 млн т грузов. По прогнозам, уже в 2024-м терминалы портов Находка и Восточный будут принимать в течение года около 100 млн. т груза, а с 2030-го объемы вырастут еще в два раза. Поэтому инициатива Уральской горно-металлургической компании выглядит вполне актуальной и обоснованной.
То, что список объектов третьего этапа модернизации Восточного полигона еще будет существенно корректироваться — факт. Не исключено, что предложение со стороны УГМК одобрят и проект получит дальнейшее развитие. По словам главы РЖД Олега Белозерова, третий этап модернизации (увеличение пропускной способности до 240 млн т в год) будет самым затратным и обойдется в 2-4 трлн руб. Окончательную сумму назвать пока сложно, так как еще не утвержден состав мероприятий проекта.
Читайте: В Сибири возобновят проект железнодорожной ветки, которая в будущем должна связать Транссиб и Севсиб