Реализация этих масштабных проектов запланирована в рамках третьего этапа модернизации Восточного полигона, о старте которого 29 марта 2024-го сообщила пресс-служба РЖД. Компания подписала договор генерального подряда с ГК Бамтоннельстрой-Мост. Последней предстоит возвести новый мост через Амур в районе Комсомольск-на-Амуре и три тоннеля — второй Северомуйский, второй Кодарский и второй Кузнецовский.
Отмечается, что суммарная стоимость всех объектов составит почти 500 млрд руб. Хотя в 2023-м называли другую сумму — 650 млрд руб. Наличие этих искусственных сооружений позволит существенно увеличить грузопоток на актуальных направлениях. При этом, как уточнил на днях замминистра транспорта РФ Валентин Иванов, в ближайшие восемь лет на расширение провозной способности БАМа и Транссиба до 270 млн тонн потратят в общей сложности 3,7 трлн руб. То есть на 1 трлн руб. больше, чем предполагалось еще в начале текущего года.
Удорожание объясняется включением в паспорт проекта новых крупных строек, на которых настаивали грузоотправители: обход Хабаровска, развитие Находкинского узла и второй путь на участке Комсомольск – Волочаевка. По словам вице-премьера Андрея Белоусова, федеральное правительство утвердит документ в самое ближайшее время.
Что касается упомянутых выше объектов, то первым планируют сдать новый Кодарский тоннель — его введут в эксплуатацию в 2030 году. Он появится на участке Витим – Новая Чара (Забайкальский край), где с 1988-го действует одноименный двухкилометровый тоннель. Его строительство было сопряжено с рядом трудностей, а в 1984-м из-за допущенных нарушений случился обвал, что привело к затягиванию сроков. В итоге работы заняли семь лет. Составы на данном участке некоторое время курсировали по временному обходу через Кодарский перевал.
Строительство трех других искусственных сооружений ГК Бамтоннельстрой-Мост завершит к 2033 году. Как отметил в комментарии нашему каналу генеральный директор АО «Трансэнерком» Олег Шевцов, самым сложным является проект второго Северомуйского тоннеля на перегоне Итыкит – Окусикан (Бурятия). Пробивать 15-километровую дорогу через Северо-Муйский хребет предстоит в крайне сложных геологических и гидрологических условиях. Эксперт подчеркивает, что на фоне перемещения фокуса во внешней торговле на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) актуальность скорейшего строительства второй очереди Северомуйского тоннеля достигла максимума.
Напомним, первый тоннель начали строить в 1970-х, однако движение по нему открыли лишь в декабре 2003-го (в ходе кампании произошел целый ряд серьезных аварий, проект и сроки неоднократно пересматривали). Сегодня он является самым длинным подобным объектом на российских железных дорогах. И в то же время остается «бутылочным горлышком» на Байкало-Амурской магистрали. За сутки здесь проезжает 16 пар поездов. С появлением второго пути провозные мощности данного участка увеличатся в шесть раз — до 100 млн тонн.
Об острой необходимости второго Кузнецовского тоннеля и нового мостового перехода через Амур еще несколько лет назад существовали разные мнения. Однако с переустройством логистических цепочек и увеличением нагрузки на Восточный полигон данный вопрос больше не вызывает сомнений — действующие объекты находятся на участках с высокой грузонапряженностью и нуждаются в дублерах.