Многие россияне удивлялись, когда ВСУ смогли послать БПЛА на расстояние до 1200 км и ударить по НПЗ в Татарстане. Ранее мы поверить не могли, что дроны-камикадзе способны долетать до Москвы и Петербурга. Судя по всему, до конца 2024 года появятся более дальнобойные беспилотники.
По крайней мере, об этом начали писать в западной прессе. Конечно, в дальность до 3000 км можно не верить, но лучше перестраховаться и проработать средства защиты сейчас, чем потом удивляться потерям.
О чем грозится Киев и что имеем в реальности?
На днях в немецкой прессе вышла довольно интересная аналитическая статья. Журналисты газеты Bild со ссылкой на источники в украинских спецслужбах сообщают, что Украина может получить БПЛА дальность до 2500-3000 км. По сути, этой дальности будет достаточно, чтобы покрывать половину территории РФ, в том числе пытаться ударить по самым тыловым городам.
Наверное, если бы об этом писали в начале 2022 года, то я бы не стал даже обращать внимание на новость. Однако в начале апреля ВСУ атаковали гражданские объекты в Татарстане, а это уже расстояние более 1200 км. Нет, конечно, можно поверить в версию, что якобы БПЛА прилетели из Казахстана или были собраны на месте. Но этот вариант не озвучивали в МО РФ, поэтому можно говорить о реальной дальности БПЛА более 1000 км.
Главная проблема в том, что даже в период ВОВ вражеские самолеты не могли долетать до военных баз на Урале и Заполярье. С учетом развития современных технологий ситуация меняется кардинально.
Если верить немецкой прессе, то уже до конца 2024 года Украина получит на вооружение БПЛА с эффективной дальностью полета до 2000 км. Скорее всего, это будут дроны самолетного типа, которые ранее атаковали Татарстан. В теории ничего сложного в изготовлении таких аппаратов нет – максимально облегченная конструкция, двигатель и небольшой запас взрывчатки.
Важно понимать, что такие дальнобойные дроны-камикадзе не могут нести на борту тяжелые заряды. Это самые легкие, а иногда даже фанерные аппараты с большим запасом дальности полета.
О каких БПЛА идет речь, можно понять уже сейчас:
1. БПЛА «Сокол-3000» от украинского КБ «Луч». Заявленная дальность полета более 3000 километров.
2. БПЛА «Бобер» от украинских разработчиков с дальностью полета около 1000 км. Однако реальные характеристики держатся в секрете.
3. Беспилотные самолеты типа А-22 «Лисица». Они способны пролетать более 1500 километров без дозаправки.
На удивление, даже старые советские реактивные БПЛА типа Ту-143 «Рейс» при определенных манипуляциях могут пролетать больше 1000 км. К слову, украинская сторона часто использует старые запасы, но Ту-143 проще выявить в небе и сбить современными средствами ПВО.
Предупрежден – значит вооружен
Сейчас мы понимаем, что ВСУ действительно могут бить дальше и точнее. Эту информацию нужно воспринимать как действительность, а также прорабатывать средства защиты, в том числе тыловых регионов и военных баз. Сомнений быть не может, ведь даже относительно старый дрон UJ-22 Airborne способен преодолевать расстояние более 800 км. Уверен, что есть и облегченные версии, которые летают дальше 1000 км.
Разумеется, возникает закономерный вопрос – откуда у Киева такие технологии и разработки? Тут все довольно просто, ведь это не украинские проекты, а технологии коллективного Запада. Вообще, американцы и не скрывали, что готовы оказывать техническую помощь Украине, что они и делают.
Все эти дроны с дальностью полета более 1000 километров основаны на американских и европейских технологиях. Более того, их производят где-то в Европе. Конечно, что-то могут собирать на Украине, но тогда риски поражения производств будут слишком велики.
Надо отметить, что сейчас именно БПЛА становятся основной боевой силой на дальних расстояниях. Это можно проследить по масштабам производства и применения дронов-камикадзе. Только российская армия ежемесячно выпускает по ВСУ сотни «Гераней» и тысячи FPV-дронов.
Защита есть, но ее недостаточно
Касательно того, как именно бороться с дронами, ничего нового не придумали – современные средства ПВО и частично РЭБ. Правда, в плане противодействия РЭБ показывают эффективность на близких расстояниях, а вот такие ПВО, как «Панцирь-С1», способны сбивать дроны на дальних рубежах.
Главная проблема в том, что системы ПВО типа С-300 или С-400 плохо работают по малозаметным и низколетящим дронам. Военные эксперты предлагают наращивать производство «Панцирь-С1», а еще восстанавливать старые запасы «Шилок» и «Тунгусок». Такие расчеты вполне могут срезать дроны за счет скорострельности и дальности стрельбы.
Постепенное наращивание комплексов ПВО дает о себе знать, но таких систем нужно в десять раз больше, если мы хотим получить реальную эффективность. Если не заниматься этим сейчас, то уже завтра дроны будут летать за Урал и Забайкалье.