В первое воскресенье апреля отмечается День геолога. И в преддверии профессионального праздника ветеран геологии Виктор Федотов поделился своими воспоминаниями о событиях времен начала освоения югорской нефти.
– Когда я оканчивал Бугурусланский нефтяной техникум, уже был наслышан о нефтегазовых месторождениях и мечтал туда поехать. И хотя родители были против, вскоре вместе с братьями я отправился на Север, – рассказывает ветеран.
Три брата: инженер-технолог Виктор, бурильщик Владимир и механик Анатолий более десяти лет проработали на начальной стадии разработки Самотлора. Но много воспоминаний сохранилось у Виктора и о том, как осваивалось одно из месторождений Сургутского района – Тайлаковское.
В дебрях лесов
Бурение поисковой скважины началось в конце 1963 года бригадой Николая Багдасарьянца. Добираться до тех мест было нелегкой задачей. Дорог не существовало, авиации не хватало. Оборудование завозили по Оби и Большому Югану в короткий период навигации, когда это позволил уровень воды в реках. Геологи доставляли всех необходимое на далекую буровую в тяжелейших условиях. А это ни много ни мало – 350 км от Сургута по воздуху или 850 км по воде.
– Гидросамолет АН-2Г взлетел с речной глади в том месте, где Черная речка встречается с Обью на восточной окраине Сургута. До конечной точки маршрута, к Большому Югану в окрестностях Угута, добирались почти два часа. Именно там, на берегу вблизи юрт семейств Тайлаковых и Каюковых, находился поселок геологов и буровая вышка ВМ-41, – вспоминает Виктор Федотов.
Что интересно, обычно гидросамолеты летали на высоте 150-200 метров над землей. Но над тайгой Юганского заповедника пилотам предписывалось двигаться на высоте не менее двух километров. И отсюда открывался незабываемый вид на просторы югорских лесов с их голубыми озерами и петляющими реками.
Приводнились на соседнем озере, где и произошла смена вахтовиков. Прибывшим предстояло провести здесь последующие две недели. В избушках с минимальными удобствами: двухъярусные нары, столик с парой табуретов, вешалки для сушки одежды да дровяная печка-буржуйка – вот и вся обстановка.
Добрался до места по проторенной дорожке и гусеничный трактор с прицепом – запасом еды для бригады. Как вспоминает ветеран, в основном в провиант входили консервы. Еду готовили сами буровики: поваров в бригаде не было. Разогревали тушенку, заваривали традиционный крутой чай, щедро сдобренный сгущенкой. Зимой семейные геологи привозили на вахту домашние пельмени.
Законсервированные богатства
Закончить бурение скважины и провести геофизические исследования удалось только к весне 1964 года. Скважина была пробурена на глубину 2650 метров, и прибывшие геологи приступили к заключительным работам.
На тот момент извлекаемые запасы нефти Тайлаковского месторождения оценивали в символические два миллиона тонн. И немногим позже из-за сложной доступности нефтеносного участка оно было законсервировано почти на два десятилетия.
В то время уже были открыты крупнейшие в СССР и более близкие к местам базирования нефтяников Мегионское, Усть-Балыкское, Сургутское и Самотлорское месторождения. Поэтому приостановить работы «мелких», как тогда казалось, тайлаков было вполне логичным решением.
Геологоразведочные работы на Тайлаковском месторождении возобновили в 1983 году. А промышленную добычу нефти начали здесь только в 2005 году.
С начала эксплуатации и по 2023 год на месторождении было добыто 48 млн тонн нефти. Работы продолжаются и сейчас. По оценкам специалистов, суммарные извлекаемые запасы Тайлаковского месторождения составляют свыше 116 млн тонн.
Ссылка на статью: https://stribuna.ru/articles/video-report/neprokhodimye_prostory_vospominaniya_ob_osvoenii_taylakovskogo_mestorozhdeniya/