Ассортимент Мазд в музее довольно скромный, так что эта часть повествования будет весьма короткой.
Кратенько об истории компании, которая, как это частенько бывает, началась не с автомобилей.
В 1920 году, совместно с группой инвесторов, обанкротившуюся строительную компанию Abemaki приобрел сын простого рыбака, Дзюдзиро Мацуда. Основной продукцией предприятия стали изделия из пробкового дерева. Компанию назвали Toyo Cork Kogyo Ltd., и в 1921 году Мацуда стал ее президентом.
В середине 1920-х годов компания расширила ассортимент продукции, добавив механизированные инструменты. В 1927 году слово "Cork" ("пробка") было удалено из названия компании.
В 1931 году компания начала производство трициклов, которые стали очень популярными. Во время Второй Мировой войны аналогичные машины поставлялись в японскую армию. В 1930-х годах компания установила отношения с дзайбацу Сумитомо, и с 1935 года начала производить горнодобывающее оборудование для их рудников. К концу Второй мировой войны Toyo Kogyo была крупнейшим работодателем в префектуре Хиросима. Около 400 ее рабочих погибли во время ядерной бомбардировки Хиросимы, но завод, находившийся вдали от эпицентра взрыва, не пострадал. Так что уже в декабре 1945 года компания возобновила свою работу. В 1948 году завод вернулся к производству трехколесных грузовиков.
В 1960 году был представлен первый легковой автомобиль производителя - микролитражное заднемоторное четырехместное купе Mazda R360. Название Mazda - это имя верховного зороастрийского бога Ахура Мазда, которое созвучно с фамилией основателя концерна.
1963 год отмечен появлением у Мазды первого роторно-поршневого двигателя (РПД) Ванкеля. В дальнейшем компания стала одной из немногих, рискнувших пустить в серию автомобили с таким движком.
Экспорт автомобилей за рубеж начался с продаж универсала Mazda Familia в Новую Зеландию. Эта же машина в двух кузовных версиях была представлена на европейском рынке в 1967 году. Тогда же на новом заводе в Хиросиме началось производство первого серийного автомобиля компании с роторно-поршневым двигателем - Mazda Cosmo Sport. К 1970 году Mazda выпустила уже 100 000 автомобилей с такими двигателями. В том же году начался экспорт автомобилей в США.
К середине 1970-х интерес к РПД стал падать, а вместе с этим начали падать и продажи автомобилей Мазда. Так что через несколько лет компания отказалась от этих движков и вернулась к привычным поршневым.
В целом никаких особых потрясений у Мазды не было, никто ее не купил. Так что компания и по сей день живет и здравствует.
Перейдем к машинам.
Mazda 929, 1984
Выпускалась данная модель с 1973 по 1996 год - за это время сменилось пять поколений автомобиля.
На внутреннем японском рынке это купе известно под именем Mazda Cosmo. В общем-то, приборная панель по тем временам выглядела действительно космически.
Да и "слепые" фары тоже выглядели эффектно.
Третье поколение Mazda 929, к которому относится музейный экземпляр, делило шасси с автомобилем бизнес-класса Mazda Luce (о нем мы тоже поговорим). Кроме кузова купе (в котором выпускались машины двух предыдущих поколений) появился и четырехдверный седан-хардтоп. Линейка двигателей состояла из трех РПД, в том числе и одного турбированного, трех рядных бензиновых четверок и одного дизеля. Кстати, купе Cosmo с турбовым РПД 1982 года выпуска официально было самым быстрым серийным автомобилем в Японии, пока его не обогнал Nissan Skyline RS с турбодвигателем.
Автомобиль в музее оснащен обычным бензиновым движком и МКПП.
Характеристики:
- Годы производства - 1981-1987
- Выпущено единиц - ???
- Вес - 1 135 кг
- Двигатель - рядная четверка объемом 2 л, мощностью 120 л.с.
- Максимальная скорость - ???
Mazda Luce, 1978
Ну а вот и упомянутый ранее автомобиль бизнес-класса, созданный на одном шасси с Mazda 929. Собственно, в других странах эта машина продавалась под именем Mazda 929L, т.е. удлиненная 929. Выпускался автомобиль в двух кузовах - четырехдверный седан-хардтоп и универсал.
Производили данную модель с 1966 по 1991 год. И за это время сменилось пять поколений автомобиля. Музейный экземпляр принадлежит к третьему поколению. Оснащались эти машины двумя обычными бензиновыми движками, двумя роторными и одним дизельным. Из трансмиссий была четырех- или пятиступенчатая механика либо трехступенчатый автомат.
Характеристики:
- Годы производства - 1977-1981
- Выпущено единиц - ???
- Вес - 1 235 кг
- Двигатель - роторный объемом 1.3 л, мощностью 135 л.с.
- Максимальная скорость - ???
Mazda MX-5, 1990
Она же Mazda Roadster, Eunos Roadster, Mazda Miata на разных рынках.
Переднемоторный, заднеприводный легкий спортивный автомобиль для двух пассажиров (чаще всего женского пола).
MX-5 был выпущен в то время, когда небольшие родстеры почти исчезли с рынка, а Alfa Romeo Spider была одной из немногих сопоставимых моделей, все еще находившихся в производстве в то время. Тем не менее Spider не был прямым конкурентом MX-5 из-за значительно более высокой цены. Это сделало Mazda духовной преемницей множества снятых с производства спортивных автомобилей, таких как MG B, Triumph TR7, Triumph Spitfire и Fiat Spider.
MX-5 был официально представлен в феврале 1989 года на Чикагском автосалоне, и публика сразу же была очарована новым спортивным автомобилем. Первое поколение MX-5 стало самым популярным из четырех поколений данного родстера с большим отрывом: в период с 1989 по 1997 год только в Соединенных Штатах было продано более 228 960 экземпляров.
Изначально на автомобиль устанавливался только один 1.6-литровый двигатель мощностью 115 лошадиных сил, который соответствовал стандарту Евро-1. Этот двигатель был разработан специально для Mazda MX-5 и отличался облегченными коленчатым валом, маховиком и картером, изготовленным из алюминия и оснащенным охлаждающими ребрами.
После рестайлинга этот двигатель был снят с производства и заменен новыми двигателями: 1.6-литровым мощностью 90 л.с. и 1.8-литровым, выдающим мощность побольше - 131 л.с. Оба новых двигателя соответствовали стандарту Евро-2.
Характеристики:
- Годы производства - 1989-1997
- Выпущено единиц - 431 506
- Вес - 950 кг
- Двигатель - рядная четверка объемом 1.6 л, мощностью 115 л.с.
- Максимальная скорость - 185 км/ч
Продолжение следует...