Сегодня вновь поговорим о ведущих вратарях прошлого и на этот раз обсудим наиболее известные стили их игры. Как известно, на заре возникновения хоккея действия стража ворот разительно отличались от того, что мы можем наблюдать сейчас.
В былые годы голкипер в буквальном смысле именно стоял в воротах, отбивая шайбу клюшкой и щитками и крайне редко специально падал на лёд. И порой он напоминал полевого игрока, выполнявшего функцию третьего защитника на последнем рубеже команды.
Такой стиль обычно называют англоязычным словом "стендап".
Но хоккей постоянно развивался и совершенствовался. И для надёжной игры в воротах "прямая" стойка не всегда была эффективной.
В 60-х года прошлого века североамериканский вратарь Глен Холл в опасных ситуациях нередко оказывался на льду и тем самым полностью перекрывал направление движения шайбы, пущенной по́низу.
Данную манеру стали называть "бабочкой" или "баттерфляй". Суть её заключался в том, что голкипер активно действовал на непосредственно на "нижнем этаже" пространства у ворот.
Но вернемся к советским вратарям. Особо хочется выделить Виктора Коноваленко, внёсшего свою лепту в развитие отечественной школы хоккея. Как и большинство голкиперов той эпохи, он играл в стиле "стендап". В то же время он одним из первых в стране стал умело использовать щиток при отражении бросков по воротам, разворачивая его под углом 45 градусов.
Вообще, его техника считалась одной из самых передовых. Помимо всего прочего, Виктора Сергеевича отличало исключительное умение читать игру и действовать на опережение.
По этому поводу Владислав Третьяк высказался так: "Есть хорошие вратари, есть средние вратари, есть выдающиеся вратари. Они умеют "читать" – предугадывают, куда шайба пойдет, куда игрок отдаст. Это особое умение, особое чувство. Кто владеет этим чувством, тот становится лучшим вратарем. У него это было."
Не секрет, что В.Третьяк многое перенял у В.Коноваленко. Непосредственно сам "армеец" стал активно использовать "баттерфляй" при защите своих ворот. Во время легендарной Суперсерии 1972 года Владислав Александрович с регулярным постоянством принимал нижнюю стойку, нейтрализуя опасные моменты, проявлял при этом молниеносную реакцию и бесстрашие.
В свою очередь его визави́ в указанной серии матчей Кен Драйден был сторонником классического "стендапа" и нередко пропускал низколетящие шайбы.
Кстати, впервые В.Третьяк увидел К.Драйдена в 1969 году, когда канадец был ещё любителем и поделился о нём такими впечатлениями: "Очень высокого роста. Подвижный, немного нескладный вратарь. Но талантливый..."
Сме́нщик Драйдена в сборной Канады - Тони Эспозито наоборот предпочитал "баттерфляй" и благодаря этому смотрелся надёжнее. Этот факт признавал в своих мемуарах и сам Кен Драйден.
А теперь перенесёмся в наши дни. Первый тренер Владислава Третьяка - Виталий Ерфилов дал следующую оценку действиям современных вратарей: "...почти все вратари стали опускаться на щитки. А это очень хитрый и неоднозначный момент: нужно точно знать время и место, когда садиться. И важно научиться делать это правильно. Основная ошибка в том, что голкиперы садятся вместе с руками и плечами. Хотя плечи по идее всегда должны быть расправленными, тем самым человек закрывает больше пространства рамки."
В продолжении рассказа о знаменитых советских вратарях, нельзя не вспомнить и Владимира Мышкина. Одним из его приёмов был выход из ворот. Как сказал Сергей Гимаев: "Мышкин часто выкатывался из ворот, сокращая угол обстрела, ему можно было забить разве что верхом. Над плечами у него оставалось пространство."
Воспитанник кирово-чепецкого хоккея был не самого высокого роста и этот фактор ему приходилось учитывать: "Там, где Третьяк мог сыграть за счет габаритов, мне приходилось перемещаться, чтобы уберечь ворота "- рассказывал Владимир Семенович.
Сергей Мыльников в бо́льшей степени предпочитал верхнюю стойку. Следует также отметить, что челябинец всегда неплохо выступал в матчах с заокеанскими профи, например в ходе клубных серий ЦСКА с НХЛ.
Об одной из таких встреч, а именно с "Эдмонтон Ойлерз" в декабре 1985 года Сергей Александрович упомянул в своём дневнике: "Гретцки не забросил ни одной шайбы, хотя был момент, когда бросал он с близкого расстояния в левый от меня угол, но удалось поймать шайбу в ловушку...
Первая шайба в мои ворота влетела в дальний угол - бросок был сильный. А вот две другие - после жесткого навала на наш «пятачок». Расторопны канадцы перед воротами, где защитники, как правило, более всего внимательны и решительны."
В первом матче финала Кубка Канады-87 С.Мыльников переиграл канадского голкипера Г.Фюра и выглядел лучше своего ледового оппонента. И несмотря на 5 пропущенных шайб вратарь "Трактора" в целом показал надёжную игру. А его лучшим турниром в карьере, конечно же, считается Олимпиада 1988 года.
А теперь вспомним Евгения Белошейкина. В первую очередь он обладал отличной интуицией и мог предвидеть направление полёта шайбы, действуя на рефлексах. Отбив один бросок, он не падал на лёд и всегда находился в полной готовности отразить следующий удар. Необычайно одарённый голкипер, по-другому и не скажешь.
Из размышлений В.В.Тихонова: "По величине таланта Белошейкин, несомненно, был тогда наголову выше других вратарей. Насколько хорошо играл Мыльников, но с Женей его ведь не сравнишь. Белошейкина подчас критиковали за нежелание следовать моде – стилю «баттерфляй». Да, он не валялся на льду весь матч подобно, скажем, Гашеку, предпочитая оставаться преимущественно в стойке. Однако я вовсе не считаю его манеру игры старомодной и тем более неправильной."
В конце 80-х настало время Артура Ирбе. Рижанин утверждал, что многое почерпнул от финских вратарей: "Особенности финской школы - блестяще поставленная техника, катание, плавность движений. Финские вратари работают очень экономно и отточенно: никаких лишних дерганий руками, выкатываются всегда под правильным углом первым же толчком, без дополнительного перешагивания, и всегда находятся на верной позиции."
Сравнивая А.Ирбе и Е.Белошейкина, тренер советской "молодёжки" В.Ф.Васильев отдаёт предпочтение всё-таки Евгению: "...еще раз подчеркиваю – после Третьяка он (Е.Белошейкин) в нашем хоккее второй вратарь. И никакой Ирбе с ним не сравнится. Кстати, с Ирбе я тоже работал в молодежной сборной, и не скажу, что тот произвел на меня сильное впечатление. Наоборот, Артур в молодости не отличался психологической устойчивостью. И только благодаря Владимиру Владимировичу Юрзинову, его настойчивости Ирбе в Риге заиграл."
Вновь обратимся к опыту североамериканцев и поговорим о великолепном Патрике Руа. Он в совершенстве овладел стилем "баттерфляй", объясняя это так: "...в НХЛ примерно 70 процентов голов забивалось низом. То есть если закроешь нижнюю часть ворот, у тебя будут хорошие шансы пропускать куда меньше, чем пропускают все остальные. Проблема была только в том, что на коленях вратарь не так мобилен, и если шайба отскочила, а времени подняться нет, то ему приходится падать на бок или на живот. Распластанному голкиперу забить легче. Перекат на щитках эту проблему ликвидировал."
В юные годы на становление Патрика Руа повлиял другой небезызвестный канадский вратарь - Роги Вашон. Именно его Патрик и считает своим учителем.
Что касается чеха Доминика Гашека, то его своеобразную манеру помнят и знают все любители хоккея. Он отбивал или ловил шайбу даже находясь полностью в горизонтальном положении, распластавшись на линии ворот, демонстрирую при этом фантастическую подвижность и гибкость как у гимнаста.
Пишите комментарии, ставьте класс (если не трудно) и подписывайтесь на мой канал. Впереди Вас ждёт ещё много нового и интересного.