Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Призрачная нить. Разбор фильма

Очень интересно смотреть и разбирать фильмы вместе с коллегами. Всегда найдётся что-то, что не увидишь сам, а другие подметят. Вот и этот разбор сделаю из своих наблюдений, подсказок коллег и тех мыслей, которые пришли уже после обсуждения.

Итак, фильм "Призрачная нить" (2017) режиссёра Пола Томаса Андерсона рассказывает нам историю знакомства, сотрудничества, совместной жизни и, в буквальном смысле, токсичных отношений известного английского модельера Рейнольдса Вудкока (последняя роль Дэниэла Дэй-Льюиса перед уходом из профессии) и молодой официантки Альмы Элсон (Вики Крипс).

Примечательна история создания фильма. Пол Томас Андерсон сам написал его сценарий. Идея пришла ему в голову, когда он свалился дома с тяжёлым гриппом. Он оказался совершенно беспомощным и окружённым заботой своих домашних. Поэтому он придумал историю о том, из чего состоят отношения между близкими людьми. И это не только и не столько любовь, сколько борьба за власть друг над другом.

Подмечу интересные моменты в фильме. По сути, действие фильма - это визуализация того, что было рассказано в кабинете психотерапевта.

Главный герой, модельер Рейнольдс Вудкок, сосредоточен на работе. Завтрак для него - плодотворное время для творчества. Поэтому любой шум или неприятные разговоры во время завтрака он воспринимает с агрессией. Его пассия предлагает ему съесть выпечку, на что он недовольно отвечает, что он не ест тяжёлую пищу. Разгневанный, Рейнольдс Вудкок просит свою сестру и соратницу по модельному бизнесу Сирил (Лесли Мэнвилл) удалить из дома надоевшую модель. Сирил предлагает ему поехать за город и отдохнуть, и Рейнольдс с воодушевлением хватается за эту идею. Оказавшись за городом в ресторане, он заказывает себе достаточно плотный завтрак. Мне это сразу говорит о расщеплении главного героя: в нём будто бы соседствуют два человека с противоположными потребностями. В ресторане он обращает внимание на официантку, которая краснеет от его заинтересованного взгляда. Она послушно принимает его заказ, при этом он забирает у неё листок, на котором она делала записи, и она обещает, что всё запомнит. Видимо, он польщён её вниманием и приглашает её вечером поужинать с ним. И тут оказывается, что девушка не такая уж и робкая: она не только соглашается на предложение, но и пишет ему записку, в которой называет его "моим голодным парнем", а также пишет своё имя - Альма. Здесь тоже расщепление - мы видим героиню то несмелой и застенчивой, то отчаянной и хваткой женщиной.

В загородном доме, куда Рейнольдс Вудкок привозит Альму, он рассказывает ей о своей матери: она второй раз вышла замуж, когда ему было 16 лет, и он, молодой юноша, сшил ей роскошное свадебное платье. Где сейчас это платье - неизвестно, возможно, оно истлело. В этом моменте мы с коллегами просто купались в фантазиях: по моей версии, мать бросила своих детей, уже достаточно взрослых для самостоятельной жизни, и уехала куда-то с отчимом (тогда понятно, что судьба раритетного платья неизвестна); по версии коллеги, мать умерла и похоронена в этом платье. Вудкок рассказывает Альме, что его мать всегда с ним: он постоянно носит с собой прядь её волос, она снится ему каждую ночь. То есть та самая "призрачная нить" до сих пор связывает его, уже взрослого мужчину, с матерью - это незавершённая сепарация. К тому же, необходимо отметить инцестуозные фантазии: ведь для того чтобы снять мерки для свадебного платья матери, сын должен увидеть её почти обнажённой.

Вудкок просит Альму помочь: ему необходимо примерить платье на модель, чтобы завершить работу над ним. Альма остаётся в одной тонкой сорочке, когда в доме появляется сестра Рейнольдса, Сирил. Сирил обнюхивает Альму, распознавая её запахи, а Рейнольдс сантиметровой лентой снимает с неё мерки (обмеривает её), попутно мимоходом замечая, что у Альмы маленькая грудь. Альма рассказывает психотерапевту, что ей никогда не нравилось её тело, оно казалось ей слишком массивным, неженственным. Однако Сирил делает ей комплимент, говоря, что именно такая фигура нравится Рейнольдсу.

Здесь поделюсь своей находкой: слова "смерть" и "измерение" в русском языке имеют общий корень с чередованием гласных "мер/мир": "снять последнюю мерку" (для изготовления гроба). Что-то измерить - значит зафиксировать, поставить точку, придать завершённость, законченность, отнять жизнь. Цифра вообще мертва, статична, по сравнению со словом, которое изменчиво (за счёт интонации, места в предложении и т.д.). Другие персонажи фильма - знатные графини, принцессы - словно застывают, когда их измеряют помощницы модельера, и уж точно некоторым из них хочется "застыть" в своей молодости, отдалить момент смерти, приближение которой они, тем не менее, чувствуют, теряя с возрастом красоту и привлекательность.

Альма становится музой, вдохновительницей и любовницей Рейнольдса. Однако очень скоро он обнаруживает её несовершенство (она шумно ест за завтраком, претендует на его внимание), а она обнаруживает, что "он слишком капризен". Начинается тихая война, соперничество, в котором Рейнольдс отравляет жизнь партнёрше своими придирками, а она отравляет его в буквальном смысле, подмешав ядовитые грибы в его еду.

Почувствовав себя плохо, Рейнольдс становится беспомощным, как маленький ребёнок, и Альма ухаживает за ним как мать. Рейнольдс в бреду видит свою мать в свадебном платье, в этот момент входит Альма, и, судя по всему, два образа соединяются в сознании Рейнольдса.

И вот тут, спасибо коллегам, я покопалась в словаре имён. Возможно, режиссёр даже не вкладывал такой смысл, когда придумывал имена героев, но мы раскопали смысл имени Альма. Есть несколько версий. В тюркских языках имя Альма связано с райскими яблоками (вспомним, что у Пушкина яблоко, которое мачеха преподнесла молодой царевне, было отравленным - не всякая благодать таковою является). У греков Альма связана с солёной водой, в еврейском наречии Альма означает "молодая", а вот с латинского языка Alma переводится как "питающая", "душевная". Есть ещё выражение "альма-матер", alma mater, что дословно переводится как "мать-кормилица". Таким образом, когда в сознании Рейнольдса Альма превращается "мать-кормилицу", он словно возвращает себе в образе Альмы утраченную мать. Выздоровев, Рейнольдс делает Альме предложение стать его женой.

Ещё про имена. Сирил (так же Кириллус или Кирилл) - это мужское имя. Происходит оно от греческого имени, означающего "властный", которое, в свою очередь, происходит от "господин". Сестра Рейнольдса именно такая - скорее всего, именно она установила правила поведения в доме: все должны вовремя приходить на работу, никто не имеет права возражать модельеру; похоже, что она ведёт все финансовые дела модельного дома, а также берёт на себя все самые сложные переговоры. К тому же, в одном из эпизодов Сирил напрямую угрожает Рейнольдсу, предостерегая его бороться с ней - она, безусловно, выйдет из этой борьбы победительницей.

И про самого Рейнольдса: строго говоря, Рейнольдс - это отчество, означающее "сын Рейнольда" (Реджинальда). Имя Реджинальд имеет германское происхождение и состоит из двух слова "regina"+"walda" ("могущественный правитель"). Однако добавление "s" к имени отца делает Рейнольдса простым родительным падежом отчества. Таким образом, Рейнольдс - слабая фигура в фильме, хотя и играет первую скрипку. Неудивительно, что он оказывается во власти женщин, своей сестры Сирил и своей жены Альмы.

Фамилия главного героя Вудкок (англ.Woodcock - 1) вальдшнеп, лесной кулик; 2) простак, простофиля). Известно словосочетание: flight of woodcock in mating season — тягa. Неудивительна тяга Рейнольдса Вудкока к Альме.

Финал фильма остаётся открытым - мы не знаем, что случилось на самом деле. После второго отравления ядовитыми грибами, о чём Рейнольдс догадался, но согласился на игру, которую ведёт Альма, он снова плохо себя чувствует. Мы видим счастливую картину: Альма катит коляску с ребёнком, они ведут счастливую семейную жизнь. Однако психотерапевту Альма говорит, что Рейнольдс будет ждать её на небе. Да, безусловно, он сильно старше её, и его время уйти в мир иной наступит раньше. Но не наступило ли оно сразу после отравления?

И ещё один вопрос, который у нас возник в ходе обсуждения: Альма рассказывает психотерапевту историю своей жизни, в том числе признаваясь фактически, что дважды отравила своего мужа. Что испытывает в этот момент психотерапевт? Какими должны быть его действия?

В общем, рекомендую вам посмотреть этот красивый фильм. Он действительно красивый - художник по костюмам Марк Тилдслей поработал на славу. Кстати, замечу, что некоторые костюмы в фильме создал актёр Дэниэл Дэй-Льюис. А своими открытиями, находками и мыслями после просмотра фильма вы можете поделиться в комментариях к этой статье. Я буду рада вместе с вами ещё раз погрузиться в атмосферу этого кино!

Подборка статей с разборами фильмов: Разборы фильмов и книг

© Москвитина Татьяна 2024

Запись на консультацию WA +79234367677

Приглашаю коллег в супервизионную группу

Автор: Москвитина Татьяна Николаевна
Психолог, Супервизор

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru