Найти тему
script bro | сценаристы

Советы для написания диалогов из новой книги сценарного консультанта Карсона Ривза

Оглавление

Книга The Greatest Dialogue Book Ever Written: 250 Dialogue Tips for Screenwriters совсем недавно поступила в продажу на английском языке и уже заняла первое место среди новых учебников для сценаристов. Мы перевели вступительную главу автора, которую он бесплатно разместил в своём блоге.

Когда я запустил свой блог под названием Scriptshadow, где разбирал и анализировал любительские и профессиональные сценарии, один сценарист-любитель нанял меня для консультации по написанному им сценарию.

Автор уже закончил пару сценариев и делал ставку на свою последнюю работу – криминальную драму («с элементами комедии»), которая, по его мнению, станет идеальной демонстрацией его профессиональных навыков.

Не буду раскрывать настоящее название сценария по соображениям конфиденциальности, давайте назовём его просто «Взлёты и падения», а автора сценария «Гейбом».

«Взлёты и падения» был о парне, одержимом редким уличным наркотиком, и по сей день это один из худших сценариев, которые я когда-либо читал в своей жизни. Это невразумительная чепуха на 147 страницах. Сценарий настолько паршивый, что я думал передать его в ЦРУ в качестве бюджетной альтернативы пытке водой.

После того, как я собрал все заметки о «Взлётах и падениях», то потратил большую часть дня, размышляя, стоит ли мне позвонить Гейбу и предложить завязать с написанием сценариев.

Я никогда раньше не делал ничего подобного. Но в глубине души знал, что если этот человек займётся сценариями, то вполне может потратить впустую десятилетие своей жизни. Если бы моя девушка не вырвала телефон у меня из рук и не сказала, что я не должен рушить мечты этого автора, я бы позвонил. Вместо этого я отправил ему комментарии по проекту, подробные, насколько мог, описав, что нужно улучшить и как это сделать, и двинулся дальше.

Пять лет спустя со мной связался другой автор (назовём его «Рэнди») для консультации. В отличие от сценария Гейба, я испытал то, о чём молится каждый читатель, открывая сценарий: он прислал отличную, легко читаемую история с потрясающими персонажами. Особенно выделялись диалоги. Рэнди не был готов бросить вызов Тарантино, но разговоры между его персонажами всегда были умными, увлекательными и весёлыми.

Я разослал его сценарий паре продюсеров, и один из них в итоге нанял Рэнди на работу. В ответ он поблагодарил меня и отметил, что прошёл долгий путь с момента нашей первой консультации. «Первая консультация?» – подумал я. – «О чём говорит этот парень?».

Я просмотрел свою электронную почту, чтобы узнать, переписывались ли мы раньше, но ничего не нашёл. Но потом я копнул глубже и обнаружил, что уже *работал* с Рэнди. Но с другого адреса электронной почты.

И кто же был владельцем электронной почты?

Гейб. Тогда он работал под псевдонимом.

Это было невозможно. Рэнди писал уверенно. Гейб писал так, словно случайно заснул за клавиатурой. Я вернулся и перепроверил, перепроверил ещё раз, перепроверил снова, и пришёл к ошеломляющему выводу. Этот мастерски исполненный сценарий был написан тем же автором, который написал один из худших сценариев, которые я когда-либо читал!

После того, как моё отрицание прошло, я связался с Гейбом и задал ему вопрос, который не давал мне покоя с тех пор, как я подтвердил его личность: «Что, чёрт возьми, ты сделал по-другому в этот раз?». Я особенно хотел узнать, как его диалоги взлетели с 1 балла из 10 до 8 баллов из 10.

Его ответом я поделюсь с вами уже в книге, поскольку это один из самых важных советов, которые вы когда-либо узнаете о диалоге. Но сейчас я хочу подчеркнуть урок, который мне преподал Гейб, и который я напоминаю себе всякий раз, когда читаю не очень хороший сценарий:

вы всегда можете улучшить свои сценарные навыки.

Если Гейб смог подняться от худшего к лучшему, то и вы сможете.

Вот почему я хочу поделиться с вами одним из самых больших заблуждений, с которым вы столкнётесь начиная свой путь сценариста.

Я много раз слышал это, когда только начинал писать сценарии, и слышу до сих пор: «У вас либо врождённая способность писать диалоги, либо нет».

Это абсолютно ошибочное утверждение, которое вы услышите в основном от брезгливых агентов, высокомерных руководителей и нетерпеливых продюсеров. Написанию хороших диалогов можно научиться.

Позвольте мне повторить:

Написанию хороших диалогов можно научиться.

Честно говоря, сделать это непросто. Сложнее, чем в любом другом аспекте ремесла. Аарон Соркин, которого многие считают лучшим автором диалогов, в данный момент, тоже признаёт это.

В интервью Джеффу Голдсмиту, посвященному фильму по сценарию Соркина «Социальная сеть», Аарон признался, что построение сюжета основано на техническом фундаменте, что упрощает обучение, но написание диалогов скорее инстинктивно, и поэтому его трудно разбить на обучающие этапы.

Действительно, диалоги содержат элементы спонтанности, остроумия, обаяния, серьёзности, интеллекта, целеустремленности, игривости, индивидуальности и, конечно же, чувства юмора.

Это разнообразное сочетание ингредиентов не представлено в виде утверждённого рецепта, из-за чего авторы не могут определить, сколько каждого из них требуется для написания «идеального диалога».

Это заставило многих сценарных преподавателей поднять руки в знак беспомощности и назвать диалог «необучаемым», вот почему до сих пор не было написано ни одной хорошей книги о диалогах.

Когда сценарные преподаватели затрагивают тему диалога, они дают ту его версию, которая легче всего усваивается. Обычно, это сводится к тому, чтобы рассказать вам всё то, чего вы НЕ должны делать. Моя любимая из них: «Показывай, а не рассказывай». Покажите нам, что Джоуи – дамский угодник. Не заставляйте его говорить нам, что он дамский угодник.

«Показывай, а не рассказывай» на самом деле хороший совет для написания сценариев, но почему, по-вашему, все "мастера" так много об этом говорят? Потому что тогда, им не нужно вас учить диалогам! Если вы что-то показываете, вы не напишете никаких разговоров.

Или они скажут: «Избегайте прямолинейного диалога». Опять же, неплохой совет. Но как это поможет вам написать диалог, который срывается с уст Джека Воробья или Мии Уоллес?

Чтобы написать хороший диалог, вам нужно научить людей тому, что *нужно* делать, а не тому, чего *не следует* делать.

Если вы когда-нибудь захотите проверить понимает ли самопровозглашённый сценарный гуру диалоги, спросите его, какой совет по написанию диалога у него самый лучший. Если он говорит: «Сходи в кафе и послушай, как люди разговаривают», бегите как можно дальше от этого преподавателя, потому что я могу гарантировать, что он ничего не смыслит в диалогах.

Если кто-то даёт вам совет, в котором нет ничего, что могло бы вас чему-то научить, то он - шарлатан.

Что, чёрт возьми, вообще такое хороший диалог?

Хороший диалог – это занимательная беседа, которая продвигает сцену и сюжет вперёд. «Занимательно» можно сделать несколькими способами.

Это может быть диалог смешной, умный, наполненный напряжением, тревожный, заставляющий задуматься, драматичный или любой другой. Но для этого действительно нужны эти два основных ингредиента:

  • Он должен целенаправленно продвигать сцену вперёд.
  • Он должен развлекать.

Что мешает авторам писать хорошие диалоги? Этот ответ мог бы стать отдельной книгой, но по моему опыту, прочитав более 10 000 сценариев, я обнаружил, что основная ошибка, которую допускают авторы, заключается в том, что они мыслят слишком логично.

Когда персонажи разговаривают друг с другом, сценаристы выстраивают ответы персонажей таким образом, чтобы поезд двигался, и ничего более. Они правильно понимают первую часть – «продвигать историю вперёд», но забывают о части «развлечь». Не волнуйтесь, в моей книге более сотни советов, которые помогут вам написать более занимательные диалоги.

Ещё один аспект, которого не хватает во многих диалогах, которые я читаю, – это естественность – способность уловить, как на самом деле звучат голоса людей, когда они разговаривают друг с другом. Вы пытаетесь передать такие вещи, как неловкость, острые фразы, подлинность, сленг. Вы пытаетесь имитировать всё до такой степени, чтобы персонажи звучали как живые люди.

И всё же, оставаясь верным правде жизни, вы также пытаетесь усилить свой диалог. Вы пытаетесь сделать каждый ответ умным. Вы задать остроту речи. Вы даёте своему герою идеальную реплику в идеальный момент. Как сочетать реализм с «кино-преувеличением»? Это один из многих парадоксов диалога.

Итак, умом я понимаю, почему так много преподавателей боятся диалогов. Процесс написания диалогов в кино настолько сложен и полон нюансов, что проще всего оставить это на волю случая и сказать сценаристам, что они либо могут это от рождения, либо нет (или пойти в местное кафе и «послушать, как люди разговаривают»).

Но диалог подобен любому навыку. Ему можно научиться. Его можно улучшить. И я посвятил годы своей жизни просмотру миллионов строк диалогов, от худших до лучших, чтобы найти этот код. И я верю, что нашёл. К концу моей книги вы тоже его найдёте.

Это будет нелегко. Вам придётся много практиковаться, чтобы добиться успеха. Но как только вы это сделаете, ваши диалоги будут лучше, чем у любого начинающего автора, который не читал эту книгу. Это я вам обещаю.

Так что давайте больше не терять время. Я собираюсь дать вам 250 советов по написанию диалогов и начну с двух самых важных из них сразу. Если вы используете только их для написания сценария, то ваш диалог будет, по крайней мере, цельным. Готовы? Поехали.

СОВЕТ 1: Создайте персонажей, которые любят разговаривать.

Персонажи, расположенные к диалогу, – это персонажи, которые обычно много говорят. Они от природы забавны или склонны говорить интересные вещи, причудливы или странны, неординарны или маниакальны, или видят мир иначе, чем обычные люди.

Джокер в «Тёмном рыцаре» – персонаж, который любит разговаривать. Сол Гудман из «Во все тяжкие» – персонаж, у которого не закрывается рот. Можно также вспомнить Дэдпула и Джуно.

Трудно написать хорошие диалоги без персонажей, которые любят поговорить.

СОВЕТ 2: Создавайте сценарии, богатые диалогами.

Диалог подобен растению. Ему нужен солнечный свет, чтобы расти. Если каждую из ваших сцен держать в тени (вдали от разговоров и конфликта), то отличный диалог не создать.

Сцена, в которой девушка представляет своего парня своим добрым родителям, никогда не приведёт к хорошему диалогу. В ней нет конфликта и, следовательно, мало шансов на интересную беседу. Сцена, в которой девушка представляет своего парня своим суровым родителям, которые думают, что их дочь слишком хороша для парня? Теперь у вас есть сценарий, богатый диалогами!

Мне нужно, чтобы вы усвоили два вышеприведённых совета, потому что от них зависит большая часть вашего успеха в диалогах. Постарайтесь, чтобы среди главных героев был хотя бы один персонаж, который любит поболтать (два или три, что ещё лучше). Затем, всякий раз, когда вы пишите сцену, спрашивайте себя, создаёте ли вы сцену, в которой может развиться хороший диалог.

Не волнуйтесь, если эти две вещи вас сейчас смущают. Для осознания и перестроения потребуется время. Хороший диалог достигается при хорошей подготовке. Решения, которые вы принимаете перед написанием своего диалога, часто окажут такое же влияние, как и те, которые вы принимаете во время написания своего диалога.

by Carson Reeves

Автор перевода: Вадим Дутов

Переведено в образовательных целях.

Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.