Я часто вижу, как люди выносят на помойку книги. Не одну или три, а целыми пачками. Когда я спрашиваю, зачем они это делают, отвечают: это пылесборник, если захочется что-то прочитать - есть электронные книги и интернет. А я вспоминаю свое детство.
В 1946 - 1956 годах мы жили в коммунальной квартире недалеко от Кутузовского проспекта, на Извозной улице, теперь она называется Студенческой. Туда с Арбата переехала семья моей мамы. В квартире жили три семьи.
Книги! Они были везде! На полках, этажерках, на табуретках, сложенные аккуратной стопкой. И, конечно, периодика - газеты и журналы. Читали у нас в квартире все. Раньше почтовые ящики висели на входной двери. И каждое утро почтальон с набитой до отказа сумкой с корреспонденцией ходил по домам и раскладывал её по ящикам. Папа начинал свой день с газет. Он доставал из ящика "Известия" и "Правду", быстро просматривал их и только потом садился завтракать.
Так как квартира была коммунальной, то и корреспонденция тоже была общая. Газеты, журналы лежали стопкой в прихожей на галошнице. Мужчины, выходя по вечерам для общения и курения на кухню, часто спорили и чтобы доказать свою правоту, лезли за аргументами в эту стопку - доверие печатному слову тогда было абсолютное. Помимо "Правды" и " Известия" выписывались еще "Вечерняя Москва", " Красная звезда", "Комсомольская правда", " Труд". Одним словом, квартира была политграмотна.
У мамы были два любимых журнала " Работница" и "Крестьянка". Тем печатали различные кулинарные рецепты, выкройки и душещипательные женские истории. Я же больше всего любила журнал "Крокодил". В детстве я была очень смешливой, и "Крокодил" повышал моё настроение. Запомнилась картинка, где на лётном поле стоит самолёт и стюардесса пропускает мужчину килограммов под 150 с газетой под мышкой и останавливает хрупкую девушку с чемоданом, показывая на чемодан - мол перегруз.
В соседнем доме была библиотека. Мы с мамой регулярно туда ходили. Народу всегда было много. Мама брала книгу себе и мне, причём разрешала выбирать самой. Пока не умела читать, книги выбирала по картинкам. Особенно нравились с животными и дворцами. Когда уже научилась, любимыми писателями стали Пришвин и Бианки.
Я подрастала, росла и стопка на калошнице. "Весёлые картинки", "Пионер", "Юный натуралист", а еще "Юность", "Вокруг света", "Наука и жизнь" - их любили всё. Научившись читать, я полюбила сам процесс. Я читала всё подряд. Начала с тех полок, до которых могла дотянуться. Там стояли Ромен Ролан, Бальзак, Пушкин, Гоголь. Эти авторы были прочитаны мною первыми.
Летом мы уезжали на дачу, куда не приходил почтальон со свежей прессой. Там даже радио не было, не говоря уж о телефоне с телевизором. Надо же как-то восполнять! И взрослые коротали вечера за чтением вслух. Мы, дети, очень любили такие посиделки. Вели себя послушно и сидели тихо, как мышки, чтобы нас не наказали отлучением от "литературного вечера". Так я впервые познакомилась с романами "Поднятая целина" Шолохова и "Молодой гвардией" Фадеева. А как увлекательно было слушать споры и рассуждения взрослых! Мы, затаив дыхание и прислушиваясь к каждому слову.
Интересно, а сохранилась ли сейчас в каких-нибудь семьях традиция домашних чтений?
Еще про книги: