Варламов Александр Егорович (1801-1848) — композитор-песенник, певец, дирижер и вокальный педагог. Варламову принадлежит свыше 200 романсов, среди них: «Что мне жить и не тужить», «На заре ты ее не буди», «Горные вершины», «Белеет парус одинокий», «Разочарование».
Варламов заявил о себе, как о педагоге, в своей книге «Полной школе пения», в трех частях, изданной в Москве в 1840 г. Труд композитора явился первой в России попыткой теоретически обобщить основные положения вокальной педагогики.
Интересна теоретическая часть книги, в которой автор выразил свои принципы и подход к исполнительскому искусству, которые заключались:
- в выразительности и естественности пения,
- в правильном творческом самочувствии исполнителя,
- в правде, искренности человека.
"Полная школа пения" служит пособием для обучения пению, так как вокализы и упражнения не утратили своего методического значения и в наше время.
В своей работе он руководствовался трудами своего учителя Бортнянского и доктора пения Ф. Беннати, а также книгой французского профессора пения и композитора А. Андраде «Новая метода пения и вокализации» .
В книге 47 упражнений для голоса, расположенных по степени трудности. Заключают «Полную школу пения» вокализы , отражающие «типичные черты камерной вокальной музыки того времени (характерные интонации, жанры, приемы) и индивидуальные особенности творчества Варламова» .
Читать книгу можно здесь "Полная школа пения" Варламова.
Цитаты из книги: 3 составляющие пения, неправильное обучение и его последствия, понимание языка музыки.
Лично мне очень нравится, как это все излагается, как красиво льётся речь того времени. Насколько музыкальна эта речь!
И, насколько же, становиться удобнее петь на таком красивом русском языке!
Первая цитата о трех составляющих пения.
"Каждое голосовое выражение есть живой звук, которого
- вещественная причина — воздух,
- побудительная причина — гортань,
- а цель — потребность души отразиться в звуке.
Сие замечание относится к трем главнейшим предметам, на которые должно обращать внимание при обучении пению, а именно:
- уменью переводить дух (брать дыхание);
- развитию голосового механизма (технике пения);
- исполнению.
Два первых предмета входят в практическую часть первоначального пения и приобретаются посредством первоначального упражнения в гаммах, сольфеджио и вокализациях.
Что же касается третьего существенного предмета при обучении пению — исполнения, то оно зависит от музыкальной эстетики и бывает внушаемо чувствительностью, соединенною с хорошим вкусом, образованным посредством изучения хороших сочинений и слушания хороших учителей".
Вторая цитата про неправильно обучение и его последствия.
"Смею утверждать, что недостаток голосов, на который не без причины жалуются в течение пятнадцати или двадцати лет, происходит более всего от ненадлежащего направления, которое дают органу детей; оттого, что очень часто самые счастливые природные способности истребляются от упражнений, которые не только что преждевременны и превышают собою силы учащихся, но большею частью не сообразны с вокализацией, которая совершенно отличается от вокализации, свойственной неорганическому (механическому) инструменту.
Важно давать петь молодым ученикам только такие музыкальные пьесы, которые соразмерны с их голосом и которые от больших и продолжительных усилий не подвергают их опасности лишиться хороших способностей к пению".
Третья цитата о глубине понимания языка музыки.
Правильный выговор ноты и слога придает пению более ясности и силы, нежели всевозможные усилия.
Музыка, рассматриваемая как язык, имеет
- свои ударения,
- свою пунктуацию ,
- свою фразеологию (фразировку),
- свою просодию и разного рода слог;
- свою грамматику и пиитику;
учащемуся необходимо ознакомиться с сими частями.
Изучая теорию, он узнает музыкальную фактуру; анализ укажет ему на отношения и соединения различных периодов, из которых составляется мелодическая фраза. Он научится также различать, какие звуки голоса свойственны каким движениям, ибо посредством их композитор выражает идеи поэта.
Чтобы придать пению известную степень истины и силы, какие ему свойственны необходимо ударение ораторское (словесное) соединять в точности с ударением музыкальным, что и составляет искусство декламации.
Очень полезно громко читать вслух стихотворения и в них изучать разные изменения голоса, определяемые ораторским ударением.
Рекомендую упражнения в речитативе и в декламационной музыке великих художников. Такие упражнения послужат в то же время к образованию вкуса и раскроют ту тонкость суждения, посредством которого живо ощущаются красоты и недостатки. Этот нежный вкус послужит руководителем при исполнении и выборе украшений, даст средства придать музыкальной пьесе приятность и выразительность, не выходя из свойственного ей характера.
Выразительность (expression) в исполнителе состоит в том, чтоб уметь правильно судить о сочинении и исполнить его во вкусе и слоге, столь сообразных с намерением автора, чтоб они сохранили и в надлежащем виде обнаружили красоты его сочинения.
Чтобы петь выразительно, пусть исполнитель, как орган поэта и композитора (лицо, воссоздающее произведение),
- живо представит себе чувства, которые он должен передать;
- пусть он поддается всему, что его производит;
- пусть последует за всеми движениями его воображения,
- и когда он будет растроган,
- когда все, что он хочет выразить, перейдет в его сердце,
- тогда пусть он воспевает свои ощущения;
- тогда он возбудит в своих слушателях то внутреннее чувство, посредством которого внешнее ощущение, основанное на слухе, передается сердцу.