9-ую серию 2-го сезона можно посмотреть здесь
https://www.youtube.com/watch?v=E_DDtIG9O3U&t=502s
Сериал снят по книгам Дарьи Донцовой и рассказывает об эксцентричной особе Виоле, которая расследует разные странные случаи. В одной серии она сталкивается с глухими работниками из социально-культурного центра «Тихая гавань», которые дают ей инфу для расследования.
Далее будут спойлеры.
Плюсы
- Cоздатели более-менее в теме глухих: в серии говорят «неслышащие», «слабослышащие». «Неслышащие» сейчас уже реже говорят, а сериал снят в нулевые годы.
- Участие глухих актеров в эпизоде (Валерий Заводовский, Сергей Серегин, Наталья Хохлова, Алексей Раев, Александр Мартьянов).
- Правдоподобно показано взаимодействие слышащего руководителя и группы глухих рабочих.
Спорные моменты
- В одном месте проскальзывает "язык глухонемых".
- Жестовый язык снят плохо:
а) лицо отрезано от рук
б) человек стоит очень далеко от камеры, и его жесты плохо видны.
Кадры с жестовым языком (ЖЯ) смонтированы небрежно, без учета специфики. Понять, что говорят глухие, можно с трудом, тут субтитры в помощь.
Заметила, что жесты сняты на ускорении. В целом жесты обычно идут медленнее, чем голосовая речь, видимо, из-за этого и решили ускорить.
Взаимодействие слышащего руководителя и глухих рабочих
Это самое интересное в представлении глухих здесь.
На внешнем уровне Виола приходит в центр и спрашивает у глухих, как пройти, и глухие показывают в разные стороны, видимо, чтобы создать комический эффект «испорченного телефона» (одна из главных тем в мире глухих).
Потом девушка сталкивается со слышащим руководителем центра, который думает, что она пришла из фонда, и начинает водить ее по центру и рассказывать про свой глухой «контингент».
По пути он приказывает одним глухим работникам не болтать, а работать, а других учит, что надо говорить на красивом жестовом языке - спокойном и аккуратном. Он делится с Виолой своими тревогами о состоянии жестового языка: контингент пользуется только самым поверхностным уровнем с гримасами, вульгарными жестами, и руководитель намерен провести для них курс по «правильному» жестовому языку. Под конец, после трупа и скорой, руководитель с тоской просит Виолу приходить, а то он разучится говорить здесь с этими глухими.
На внутреннем уровне (о котором создатели вряд ли подозревали) эпизод метко показывает многолетнюю ситуацию в сообществе глухих, когда слышащие воспринимали глухих ниже себя и диктовали им, как правильно говорить на жестовом языке. Хотя любой лингвист\антрополог\специалист по сообществам скажет, что это нонсенс: человек, который не знает жестовый язык как родной, указывает нативу, как ему говорить на его родном языке.
Эта ситуация начала меняться тогда, когда жестовый язык ратифицировали в десятых годах и признали отдельным самостоятельным языком.
Сколько копий было сломано в спорах о том, что жестовый язык - это примитивный, вульгарный язык, а калька (искусственная жестовая речь под строй русского языка) - единственно верный выбор для глухих. И они идут до сих пор, несмотря на исследования жестового языка, которые показывают разные аспекты языка и его сложность, особенно в области БЭЛ (безэквивалентной лексики).
И на этом фоне особенно иронично то, что слышащий учит «правильному» жестовому языку глухих работников, одного из которых играет знаменитый, ныне покойный, мим, художник и педагог Александр Мартьянов. Мартьянов был асом жестового языка и оставил после себя наследие в виде прекрасных картин на тему жестового языка и своих жестовых экспериментов.
Вот такой крошечный эпизод, а сколько в нем зарыто.