Караимы, этническая группа с тюркскими корнями из алтайского лингвистического семейства, изначально обитали на пространстве между Черным и Каспийским морями. Со временем они мигрировали в Крым, из-за чего их зачастую упоминают как «крымские караимы». Однако, помимо Крыма, сегодня малочисленные группы караимов можно встретить и в таких странах, как Литва и Польша.
Термин «караим» происходит от семитского корня «kara», что в переводе означает «читать». Следовательно, «караим» буквально интерпретируется как «читатель Священного Писания». Это слово имеет двойное значение: оно идентифицирует как этническую группу, так и обозначает религиозную принадлежность.
Караимов в мире насчитывается около 2000 человек, с наибольшей концентрацией в Крыму — примерно 730 людей, преимущественно в Симферополе и Евпатории. В Польше и Литве проживает около 300-350 представителей этого народа.
Оставшаяся часть караимского населения рассеяна по разным странам, включая Германию, Великобританию, Канаду и США, где караимские семьи сохраняют свою культуру и традиции.
Исключительно малочисленный народ, осознавая свою уязвимость, караимы не поддаются отчаянию. Они убеждены в непоколебимости и будущем укреплении своего народа. Давайте познакомимся поближе с караимами и их жизненным укладом.
Религия
Караимы обращаются к собственной вере — караимизму, монотеистической религии, акцентирующей веру в единственного Бога. В этой религии отсутствуют посредники между Богом и верующими, как, например, священники или религиозные наставники, а также практика исповеди. Все верующие непосредственно и лично несут ответственность за свои действия перед Богом. Нравственное руководство в жизни караимов оформлено через Десять заповедей, и те, кто им следуют, исторически считаются людьми с высокими моральными принципами.
В современном мире караимы могут проявлять себя как светские личности, отчасти из-за проблем с организацией религиозной жизни, включая нехватку кенасс — молитвенных домов, аналогичных церквям и храмам в других религиях. Это обстоятельство иногда затрудняет полноценное соблюдение религиозных предписаний караимизма.
Однако, до 1917 года, в Российской Империи существовало множество кенасс, и караимы могли свободно практиковать свою веру. Более того, царским указом караимы были приравнены в религиозных правах к христианам и получили свободу передвижения и право на проживание в городах.
Период процветания для караимов, как и для представителей других вероисповеданий, оборвался после революционных событий, когда новое правительство начало преследовать все религии без исключения. В таких условиях караимам приходилось скрывать свои верования и иногда вступать в браки с представителями других вер, что было не типично для их сообщества.
Принадлежность к караимизму традиционно передавалась по наследству, и стать караимом, приняв эту веру, было невозможно. Смешанные браки допускались только в случае, если один из супругов для женитьбы выходил из общины. Несмотря на строгость этих правил, они играли ключевую роль в сохранении уникальности и культурной идентичности караимов на протяжении их истории.
Традиции
В контексте традиций бракосочетания караимов, невесты обычно выходили замуж в раннем возрасте, около 13-14 лет, причем браки заключались не столько по взаимной симпатии, сколько по выбору родителей. В большинстве случаев молодожены виделись лицом к лицу впервые именно в день свадьбы, что являлось общепринятой практикой.
Для обеспечения социальной защиты невесты в случае вдовства, в брачный контракт включался уникальный элемент – крупная золотая монета. Это было мерой предосторожности, чтобы женщина, потерявшая основного кормильца, не оказалась в крайней нужде. Дополнительной особенностью брачных союзов среди караимов было то, что из-за ограниченного числа представителей общины многие пары состояли из родственников.
Караимская культура также богата разнообразными праздниками и обрядами. Осенью, например, в конце сентября, караимы отмечают Бошатлых – День отпущения грехов. В этот день принято поститься и молиться, обращаясь к Богу с просьбой о прощении. Хотя в прошлом для выполнения этих ритуалов отводилось целых сутки, в современном исполнении достаточно короткой молитвы.
Весной же караимы отмечают Пасху, или Тымбыл хыджы, который является семейным праздником. В этот день традиционно читаются отрывки из Священного Писания об Исходе, на стол подаются горькие травы, запеченное мясо и яйца, при этом употребление хлеба на закваске запрещено на протяжении недели. Вместо него готовятся пресные лепешки из воды и муки.
Кухня
Традиционная кухня караимов характеризуется акцентом на использовании пшеничного теста и мясных ингредиентов. В качестве кулинарной визитной карточки этого народа выступают кибины — пирожки с мясной начинкой, которые традиционно выпекаются в печи или духовке. Изначально для начинки предпочиталась баранина, но со временем варианты начинки расширились до говядины и индейки, при этом использование свинины остаётся табу.
Кроме кибинов, в арсенале караимской кухни присутствует кюбитен — обильный слоёный мясной пирог, приготовленный по аналогичной рецептуре, но отличающийся по размеру и объёму. Традиционный напиток караимов, крупник, служит идеальным дополнением к блюдам. Этот алкогольный напиток делается на основе липового меда, спирта, сахара и настоя, содержащего более десяти разнообразных трав и корней, обеспечивая уникальный вкус и аромат.
Деятельность и язык
В период расцвета табачной индустрии в Российской Империи караимы выделились как выдающиеся производители и торговцы табаком, причем к концу XIX века они контролировали половину всей табачной отрасли в стране.
Караимы отличались среди других малочисленных народов своей миролюбивостью и непричастностью к конфликтам. Этот народ не вызывал интереса у соседей или управляющей элиты в качестве потенциальной угрозы. Сосредоточенные на собственном образе жизни, караимы оставались в стороне от политических событий и не претендовали на властные позиции в регионах своего проживания.
Благодаря такой позиции, караимы заслужили репутацию надежных и верных, благодаря чему их часто выбирали для роли личной охраны высокопоставленных лиц. Обладая знанием тюркского языка, близкого к татарскому, караимы также выступали в качестве ценных переводчиков, оказывая помощь в переговорах, в том числе и с крымскими ханами.
Караимы обладают уникальным языком, принадлежащим к кыпчакской ветви тюркских языков, что вызывает ассоциации с турецким у некоторых лингвистов. В то время как существуют определенные параллели в структуре образования новых слов между турецким и караимским, различия в синтаксисе подчеркивают влияние славянских языков на караимский. Ранее язык служил исключительно для повседневных диалогов, но сегодня он также используется в проведении религиозных обрядов, хоть и в ограниченном объеме.
А среди ваших знакомых есть представители малочисленных уникальных народов?
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также: