Сразу оговорюсь, что эта статья для тех учителей, которые предпочитают учить детей, а не проходить учебник, ведь тогда можно совсем не готовиться. И ещё, это мой личный подход, я никому его не навязываю, просто есть желание поделиться.
Планирую заранее и большими частями
Прежде всего, я не планирую каждый раз один отдельный урок, он должен быть законченной, но частью чего-то большего. И это большее должно быть у меня перед глазами заранее. В нашем случае это модуль или раздел.
Но на общий план мне нужно выделить время, расписать все темы, определить для каждого урока примерную цель, определить типы уроков. Если в учебнике есть подходящий по теме материал, указать его. Для такой работы потребуется около часа времени.
Планирование в голове или хватай пока горячо
Если у меня заранее расписан весь модуль/раздел и я примерно уже представляю цель каждого урока в этом модуле, то буду постепенно и заранее заполнять план каждого отдельного урока. На каждый урок оставляю разворот в тетради, чтобы сразу вписывать возникающие мысли. И лучше делать это карандашом, так как планы часто меняются.
Мне обязательно будут приходить идеи, или я узнаю о каком-нибудь интересном приёме/упражнении, наткнусь на интересный материал и сразу пойму где и как его можно будет применить. Сразу же, пока не забыла, фиксирую. А бывает, что во время урока совсем в других классах в голову приходит классная идея, зачем её терять?
Таким образом, к назначенному дню, вполне возможно, у меня уже будут конкретные намётки, и даже может сложиться примерный план готового урока, причём интересного и эффективного. Мне нужно будет только кое-что доработать и подправить, и если необходимо - распечатать нужные материалы. Я не печатаю материалы заранее, так как всё может измениться в последний момент.
В этом году я решила таким образом планировать не каждый модуль, а сразу четверть, чтобы уроки в четверти обрели законченный характер. А на каникулах писать общий план.
Иметь наработанные материалы и шаблоны и пользоваться ими
Не секрет, что у каждого учителя есть любимые, хорошо зарекомендовавшие себя, приёмы и упражнения. Ими, конечно, я активно пользуюсь и стараюсь расширять постепенно этот набор. Чем больше таких наработок, тем быстрее можно составить план отличного урока. Думаю, что не стоит каждый раз искать что-то новое и особенное, ведь есть вещи, которые всегда работают. Главное, чтобы эти приёмы и упражнения вели к достижению цели урока и логично друг за другом выстраивались.
Ещё проще и быстрее пользоваться шаблонами целых уроков. Например, в шаблон готового урока по введению новой лексики легко вставить нужные слова, выбрать из имеющегося набора подходящие упражнения и вставить в них своё содержание. Это будет быстрее, чем сочинять урок с нуля.
Последний штрих
Накануне я прописываю подробный план на основе того, что уже есть. При этом обязательно учитываю предыдущий урок, может быть что-то нужно закончить/доработать. Детально прописываю каждый этап урока, обычно не более трёх/четырёх, так как больше за 40 минут не успеть. Один из этапов стараюсь сделать разноуровневым, проверяю как достигается цель, распечатываю материалы, если требуется.
Стараюсь не растягивать время на подготовку, ведь моё время не резиновое. Если честно, я не стремлюсь к идеальному плану для идеального урока, но стараюсь соблюдать три самых важных вещи: достижимая для учеников цель, логика этапов, ведущих к цели и адекватные временные рамки.
Ограничить время
Наше время - это большая и невосполняемая ценность, поэтому тратить на подготовку к уроку более 40 минут - это перебор. Если у меня четыре урока на одной параллели, я потрачу примерно 40 минут на подготовку, если будут уроки на двух параллелях - то потрачу час-полтора. Это максимум. Можно, конечно, сидеть и несколько часов, но зачем? Ну, если хочется, то кто-же вам запретит?) Иногда засиживаюсь, когда есть время и желание.