Найти тему
NEOVOLT

«Свинец всё», – шепчет Интернет. LiFePO4 – начало? Что пишут владельцы в комментариях?

Оглавление

Среди аккумуляторов уже накопилось с несколько десятков типов химий, каждая со своими уникальными характеристиками и областями применения.

Сейчас особую популярность обретают литий-железо-фосфатные (LiFePO4) аккумуляторы. Их преимущества в сравнении с другими типами электрохимических систем привлекают на свою сторону всё больше производителей, а вместе с тем провоцируют наращивание производства таких элементов, что снижает их стоимость и делает их доступнее.

👇 Узнайте, что о них говорят реальные люди далее в статье.

Аккумуляторы LiFePO4 вытесняют на свалку все устаревшие технологии батарей — среди них свинцово-кислотные с вековой историей.
Аккумуляторы LiFePO4 вытесняют на свалку все устаревшие технологии батарей — среди них свинцово-кислотные с вековой историей.

Отличительные особенности LiFePO4

Сперва разберёмся, что это за тип химии такой. Его самые важные отличия от других аккумуляторов.

  • Ресурс.
    Выдерживают от 1500 до 6000 циклов заряд-разряд (зависит от технологии и условий эксплуатации) до износа на 30% по ёмкости, что значительно превосходит Li-ion аккумуляторы с их 300-1000 циклами и свинцово-кислотные, которые работают 100-500 циклов.
  • Безопасность.
    Считаются более безопасными, так как они не воспламеняются при механических повреждениях и перезарядке, не выделяют опасный газ.
  • Морозостойкость.
    Хорошо держат заряд при низких температурах (в ряде случаев до -40°C) — лучше, чем у большинства Li-ion, сравнимо со свинцово-кислотными. Однако они плохо берут заряд при t<=0°C, о чём подробнее ниже.
  • Стабильность.
    Небольшой саморазряд и стабильное напряжение на большей части разряда, способны очень быстро заряжаться.
  • Рабочее напряжение.
    Ниже рабочее напряжение (2,5 - 3,65В) по сравнению с кобальтовыми и никелевыми Li-ion (2,5 - 4,2В) с графитовым анодом, что несколько ограничивает их применение.
  • Меньше держат заряд.
    Меньшая удельная ёмкость, чем у кобальтовых и никелевых Li-ion, что приводит к большему размеру и весу при той же ёмкости, но значительно больше, чем у свинцово-кислотных батарей (60 Ач AGM = 40 Ач LiFePO4).
  • Дорогие.
    Могут быть дороже обычных Li-ion аккумуляторов и значительно дороже свинцово-кислотных, хотя цена постепенно снижается последние шесть лет.
Сравнение LiFePO4 с другими Li-ion и свинцово-кислотными аккумуляторами.
Сравнение LiFePO4 с другими Li-ion и свинцово-кислотными аккумуляторами.

Где LiFePO4-аккумуляторы уже работают

Литий-железо-фосфатные батареи обретают популярность на уровне обычных литий-ионных на основе кобальта и никеля.

  • Электротранспорт.
    В электросамокатах, гироскутерах, электромобилях и другой подобной технике.
  • Возобновляемые источники энергии.
    Большой ресурс и высокая безопасность востребована в системах с солнечными панелями и ветрогенераторами.
  • Системы бесперебойного питания.
    Почти все производители ИБП переходят на LiFePO4-аккумуляторы — от бытовых до промышленных; есть возможность
    самостоятельного перехода с устаревших свинцово-кислотных.
Заботы со свинцово-кислотными батареями в ИБП — это риски...
  • Альтернатива обычным батарейкам.
    Однозарядные AA/AAA-батарейки меняют на LiFePO4, чтобы обеспечить стабильность напряжения и увеличить срок службы изделия.
Где используются LiFePO4?
Где используются LiFePO4?

Что говорят про личный опыт использования LiFePO4 в Сети?

Мы исследуем отзывы наших покупателей, опрашиваем заказчиков об опыте использования. Также находим сообщения и отклики в Интернете, чтобы усовершенствовать наши НИОКР и производство.

  • @AILE847:
    «Мне литий-ферумы понравились. Одну сборку использую в стареньком шурике уже лет 15. За это время поменял только одну банку, так как плат BMS тогда не было, разряд контролировать было не чем. Но заряжал её нормальным зарядником с балансировкой. Вторая сборка универсальная — 4 большие банки. Эта у меня идёт везде — модель самолета, эхолот, газонокосилка и так далее. Этой сборке поменьше — 12 лет».
  • @user-rk3nj6pd3v:
    «Я когда решил заниматься электротранспортом и начал шерстить информацию про аккумуляторы, натолкнулся на железофосфат и решил что это моё — не горит, не взрывается, зимой работает. И я не разу не прогадал, мой самодельный электровелик ездит круглый год».
  • @ddsmm00:
    «Если ЖФ заряжать/разряжать в пределах 20-80%, то они вообще вечные! У меня в автомобиле ЖФ 45кВ/ч уже 25ткм пробега, а здоровье за первые 4 зарядки с 98% поднялось до 115% и до сих пор такое же».

💬 Свинцовые динозавры нервно курят в сторонке. Свинец всё!

Литий-Титанатный аккумулятор (LTO) вместо штатного АКБ автомобиля:...
  • @user-rk3nj6pd3v:
    «У меня на вело он без перегрузки работает. Моторчик от гироскутера 15 Ампер 48 Вольт. Батарея недавно, один аккумулятор отрубился по причине обрыва провода балансировки. По вольтажу проверил — всё один в один, правда по ёмкости не знаю, но если вся батарея около 14 с копейками вытягивает, значит всё в норме».
  • @user-Burta:
    «Да, юзаю. Собрал сам батарею для электроскутера из пакетов МрСО 15 Ач. 14S, smartBMS установил. Продавцы пишут про 8000 циклов / 10 лет работы. Возможно некоторые ячейки и вытянут такой срок. Только мне одна из 14ти дохленькая попалась».
  • @user-cv6iz8gw6j:
    «Делал из такого лифера сборку на газонокосилку 4S6P, косить можно долго, ни разу не смог высадить полностью до отключения BMS».

Есть и негативные комментарии.

В 99% случаев они основаны на мнении, сформированном в условиях непонимания или недостатка информации. Также важно учитывать контекст обсуждения и возможную предвзятость комментаторов. Но вот пример объективных высказываний, которые мы отметили для себя.

  • @rwx_module3696:
    «Для повербанков, увы, такие аккумуляторы тоже не очень годятся. С учётом весомых достоинств, габариты и напряжение полного заряда в 3,65 Вольт придется преобразовывать в 5 Вольт стандартного напряжения без быстрой зарядки на выходе. КПД преобразователей выше, если входное напряжение ближе к стабилизируемому».
  • @user-rz3il7bw9r:
    «Всё в них хорошо, только напряжение пониженное. Фонарь не так ярко светит, сверял по люминометру».
  • @FloatingGames:
    «Скорее всего будут использоваться в мобильных системах, ну или на электростанциях — там, ок, пускай, там выгоднее железофосфат. Но когда ты едешь на велосипеде, то вместо 100В 100Ач получаешь 100В 50Ач, что как бы обидно».
  • @MsAviator69:
    «В ноутбуках Li-ion АКБ работают по 10 и более лет. И у них гораздо больше циклов заряд-разряд, чем 600 раз. И они более ёмкие, чем LiFePO4».
-4

О чём спорят в Сети по поводу LiFePO4?

  • Наличие новых аккумуляторов.
    Некоторые пользователи утверждают, что LiFePO4 продаются только б/у, путая их с рынком LTO, где действительно долгое время в розницу были доступны только снятые с электробусов Yinlong в форм-факторе 66160 (сейчас их уже делают даже в России —
    источник). У LiFePO4 большое количество производителей новых элементов для розницы, но их много продают и на «Авито» в б/у-состоянии, так как из-за большого запаса ресурса утилизировать смысла нет.
  • Сравнение с другими Li-ion.
    Li-ion-аккумуляторы имеют самую высокую ёмкость в условном размере и весе среди прочих электрохимических систем. Но LiFePO4 будет одной из худших на фоне большинства представителей Li-ion по этому показателю.
  • Зарядка в мороз.
    Некоторые пользователи указывают на проблемы с зарядкой LiFePO4 при температуре ниже 0°C, и это действительно так —
    подробнее.
  • BMS (Battery Management System).
    Важно использования BMS для защиты и балансировки аккумуляторов на основе литий-железо-фосфата. Не все этой рекомендации следуют или используют самые дешёвые BMS, что приводит к трагедиям, которые потом создают впечатление опасности применения LiFePO4.
  • Сравнение с LTO (литий-титанатными, Li4Ti5O12).
    LTO предлагают ещё
    больший ресурс циклов и более высокую скорость заряда/разряда, но имеют меньшую ёмкость и более высокую стоимость.
  • Применение LiFePO4 в электромобилях.
    LiFePO4 набирают популярность в электромобилях благодаря своей безопасности и долговечности. Но некоторые считают, что дело в экономии — то есть меньшей стоимости этого типа химии, чем у никелевых аналогов с дорогими системами управления.
-5

Значение сравнения и особенностей LiFePO4

Понимание различий между LiFePO4, других систем Li-ion и свинцово-кислотными аккумуляторами, а также знание особенностей эксплуатации «литий-железо-фосфата», позволяет делать осознанный выбор при разработке системы питания для различных устройств:

  • электротранспорт,
  • системы бесперебойного питания
  • или DIY-проекты.

LiFePO4-аккумуляторы предлагают превосходный ресурс. Они безопасны и относительно экологичны. Сейчас они подходят для задач накопления энергии, питания электромоторов и даже для гаджетов.

👇 Узнайте больше о различных типах химии аккумуляторов: