Найти в Дзене
NEOVOLT

Литий остаётся, от Li-Polymer откажутся — 15 трендов аккумуляторов

Оглавление

Сейчас каждый человек владеет более чем одним типом аккумуляторов. Будущее уже здесь. Тема новых аккумуляторных технологий ежегодно обновляется и развивается.

Добро пожаловать в наш последний анализ тенденций в области батарей. В прошлом году мы предсказывали, что рынок электрохимических накопителей энергии будет широко открыт литий-ионными батареями, и мы были правы.

🔻 Пришло время заглянуть в будущее и посмотреть, как добыча лития, LiFePO4, топливные элементы и твердотельные аккумуляторы будут определять отрасль уже в ближайшие месяцы.

🔋 Neovolt.ruБлогНаучно-популярное

-2

Опять зря обещают?

Это миф. Прямо сейчас электрохимические системы исследуются. Но как?

Учёные тестируют различные сочетания составов и материалов. То, что успешно показывает результат (стабильно работает, ускорена зарядка или увеличена ёмкость), то идёт в разработку.

Математическая модель аккумуляторной батареи в электронике:...

Проекты с большими перспективами (обычно из экономических соображений) получают инвестиции. Их внедряют в различных областях от электромобилей до смартфонов.

Какой технологией можно заменить литий-ионные аккумуляторы в...

👍 Да-да, уже и в смартфонах тоже. Из недавних примеров Xiaomi и Huawei.

Они ставят литий-ионные батареи с кремний-кислородным анодом вместо обычного графитового, как у всех остальных:

  • Xiaomi Mi 11 Ultra (батарея 5000 мА·ч по технологии High-Silicon Lithium 2016-го года);
  • Huawei Mate Xs 2 (аккумулятор 4500 мА·ч разрабатывается Watt Lab с 2015-го года).

Обе технологии начинали исследовать 6-7 лет назад. Столько времени понадобилось на коммерциализацию.

🛒 И, как видите, лишь в определённых флагманских дорогих моделях.

Но мир живёт не одними смартфонами. Есть ИБП, солнечные электростанции, электротранспорт (те же погрузчики или поломоечные машины, а не условная Tesla для «понтов»), медицинские приборы и многое другое...

В какой электронике аккумуляторы нужно менять чаще, а в какой реже?

🔻 Сосредоточимся на 15 главных трендах в аккумуляторной отрасли.

Что нового в литий-ионных аккумуляторах в 2022? 13 технологий и...
-3

15 основных трендов аккумуляторов

  1. Литий (Li) остаётся главным материалом аккумуляторов.
  2. Производители стремятся упростить и удешевить добычу лития.
  3. Главная задача исследователей — научиться делать аккумуляторы из лития меньшего качества (например, полученного из морской воды и после переработки).
  4. Литий-железо-фосфатные (LiFePO4, LFP) аккумуляторы разработчикам интересны более других электрохимических систем (INR, LCO, NMC и прочих) — Tesla и BYD используют именно такие ячейки.
  5. К 2023-му году LiFePO4 усовершенствовали в Gotion Hi-Tech — их лаборатории добавили марганец, с которым напряжение выросло с 3,2 В до 3,68 В, плотность хранения заряда увеличилась на 30,4%.
  6. Свинцово-кислотные АКБ всё меньше интересны мировым производителям, так как их литий-ионные аналоги дешевле в долгосрочной перспективе и не требуют обслуживания.
  7. Электромобили реально делают автомобили старого типа с двигателем внутреннего сгорания менее интересными с точки зрения прибылей мировых автоконцернов — новые технологии приносят больше денег.
  8. Находятся решения в электромобилях даже для таких суровых своими морозными зимами стран, как Россия или Канада.
  9. Современные аккумуляторы требуют всё больше кобальта (Co), никеля (Ni), легковоспламеняющихся жидкостей, графита и марганца (Mn).
  10. Кобальт (Co) стараются заменять на никель (Ni) из-за роста цен, хотя его процесс производства (извлечение и очистка) даже сложнее, но пока дешевле — дело в монополии Республики Конго на добычу кобальта.
  11. Жидкостные электролиты (с легковоспламеняющимися жидкостями или полимерным гелем, как в Li-Polymer) стремятся заменить на твердотельные — керамические, стеклянные, твёрдо-полимерные, кремниевые.
  12. Старые графитовые аноды стремятся заменить на модифицированные кремниевые и литий-металлические.
  13. Замена материалов, характеристик, свойств электролита и анода приближает коммерческое появление первых твердотельных батарей, но они всё ещё остаются перспективой 2030-х.
  14. Трудности разработки твердотельных аккумуляторов признали Dyson (остановлены все исследования в 2019-м), Bosch (проекты прекращены) Toyota (испытывает проблемы), Pellion Technologies — компания Массачусетского технологического института (заморожена разработка магниево-ионного аккумулятора).
  15. Параллельно электрохимическим аккумуляторам идут успешные исследования водородных топливных элементовЯпония и Южная Корея активнее других стран выступают за эту технологию и даже строят водородные заправки у себя в городах.
-4

Главные вопросы

1. Отказ от Li-Polymer?

Как только керамика, стекло или кремний прочно коммерциализируются, Li-polymer останется в прошлом. Гелеобразному (загущенному присадками) полимерному электролиту уже найдена твердотельная замена. Жидкостный электролит опасен, неустойчив и в целом устарел.

Твердотельные аккумуляторы — что это за батареи, простыми словами?

2. Переход на LiFePO4?

Верно. Технологии литий-ионных аккумуляторов с железо-фосфатным катодом (LiFePO4) аккумуляторов используют преимущества богатого сырья, рентабельных методов производства и отработанных производственных процессов. Дешеветь продолжит и LTO-технология.

Аккумуляторы LiFePO4 (LFP): что это, преимущества и чем лучше...

3. Водород?

Водородные топливные элементы становятся накопителями высокой плотности энергии. Они используются для обеспечения электроэнергией во время стихийных бедствий или для уменьшения перегрузки электросетей. Именно на водород делают ставки критики аккумуляторного «бума» и электромобилей на литий-ионной тяге.

Аккумуляторы и топливные элементы — в чём у них принципиальная...
-5

***

Будущее широко открыто для появления новых батарей. Вы узнали последние тенденции в области исследований и технологий.

Эти знания помогут принимать обоснованные решения о том, что лучше всего соответствует нашим с вами потребностям сейчас и в будущем.

◀ Первая часть статьи

-6