Найти в Дзене
NEOVOLT

Литий-титанат (LTO): что это и кто делает?

Оглавление

Узнайте, что такое литий-титанатные аккумуляторы (LTO, Li4Ti5O12) и кто реально производит и отправляет по всему миру «ЛТО-элементы».

👇 Быстрое введение в курс дел и подробности о реальных поставщиках, включая отечественные разработки в этой области, до которых вы можете дотянуться без лишних слов.

Что такое литий-титанатный аккумулятор?

Литий-титанатный аккумулятор (LTO) — это разновидность литий-ионного аккумулятора, который использует литий-титанат (Li4Ti5O12) в качестве отрицательного электрода (анода на разряд).

🔻 Это позволило производителям достичь небывалых для литий-ионной технологии характеристик.

  • Предельная для технологии безопасность и стабильность, быстро заряжаются, экстремально быстро заряжаются и разряжаются в пределах 10 секунд (способны пускать двигатели тепловоза и используются железнодорожниками для этих целей — источник), служат дольше всех, единственные заряжаются в мороз.
  • LTO аккумуляторы в основном используются в электромобилях, системах хранения энергии и промышленных приложениях, их всё чаще используют вместо свинцово-кислотных батарей, в том числе в России.
-2

👇 Мы рассказывали о практической пользе LTO в российских реалиях (вместо автомобильной кислотной батареи):

Литий-Титанатный аккумулятор (LTO) вместо штатного АКБ автомобиля:...

Как устроена литий-титанатная ячейка?

Литий-титанатный элемент питания устроен также, как и любой Li-ion. Он лишь отличается материалом анода.

Принцип устройства аккумулятора смартфона — у LTO всё тоже самое, но вместо графита используется 95%-я основа из литий-титанатной смеси с графитом или графеном (в новых и дорогих разработках).
Принцип устройства аккумулятора смартфона — у LTO всё тоже самое, но вместо графита используется 95%-я основа из литий-титанатной смеси с графитом или графеном (в новых и дорогих разработках).

🔻 LTO-ячейка состоит из:

  • Отрицательного электрода (анод на разряд) из литий-титаната (Li4Ti5O12), который имеет структуру шпинели и высокий потенциал вставки лития;
  • Положительного электрода (катод на разряд) из различных материалов, содержащих литий, таких как литий-марганцевый оксид (LMO), литий-никель-марганец-кобальт-оксид (NMC), литий-железофосфат (LFP) и другие;
  • Электролита, который обеспечивает перенос ионов лития между электродами;
  • Сепаратора, который предотвращает короткое замыкание электродов и поддерживает ионную проводимость, противостоит проблеме дендритов (хотя LTO-материал практически ей не подвержен);
  • Корпуса, который защищает батарею от воздействия внешней среды (не имеет значительной прочности ввиду безопасности таких ячеек, может быть простой фольгой с полимерным основанием).
Образование дендритов, замыкающих электроды в стареющих экземплярах литий-ионных ячеек.
Образование дендритов, замыкающих электроды в стареющих экземплярах литий-ионных ячеек.

Какие литий-титанатные элементы сейчас встречаются на рынке?

Поставщиков стало очень много в период с 2015-го до 2023-го года и ожидается ещё больше с 2024-го года. Среди них и заметные игроки, с которыми работают также российские производители (в том числе мы).

🔻 Выделили для вас наиболее интересных поставщиков LTO-элементов.

  • Toshiba SCiB (Япония)
    • Высокопроизводительные, заряжаются за 6 минут, служат более 15000 циклов;
    • Форм-фактор —
    цилиндрический (18650, 26650 и другие);
    • Химия катода — литий-марганцево-оксидный (LMO) или литий-никель-марганец-кобальт-оксидный (NMC);
    • Масса элемента — до 1 кг (компактные);
    • 📃 [
    источник].
  • Yinlong LTO (Китай)
    • Новыми широко используются в Китае в электробусах, системах хранения энергии и электроинструментах;
    • В России появились массово за счёт низкой стоимости б/у-элементов (в Китае списываются после нескольких лет эксплуатации для применения в нетребовательных устройствах);
    • Форм-фактор — цилиндрический (66160);
    • Химия катода — литий-железофосфат (LFP);
    • Масса элемента — примерно 1,2 кг;
    • 📃 [
    источник].
  • Altairnano NanoSafe (США)
    • Продвигают нано-LTO-батареи под названием «nLTO», но это их собственная разработка, название которой просто совпадает с настоящими нано-корректировками состава LTO, о которых мы расскажем в следующей статье (подпишитесь на наш канал, чтобы узнать первыми);
    • Используются для стабилизация сети, интеграции возобновляемых источников и в служебном транспорте американских городов;
    • В ряде случаев их перепаковывает и поставляет
    Yinlong [пример], используя свою логистику;
    • Форм-фактор — любые;
    • Химия катода — литий-никель-кобальт-алюминий-оксидный (NCA);
    • Масса элемента — около 1,81 кг;
    • 📃 [
    источник].
  • Leclanché M-LTO (Швейцария)
    Разработаны для гибридных и электрических автомобилей в ЕС;
    • Форм-фактор —
    pouch-cell (полимерный «мешочек»);
    • Химия катода — литий-никель-марганец-кобальт-оксидный (NCM);
    • Масса элемента — до 1 кг (компактные);
    • 📃 [
    источник].
  • XALT Energy XPAND (США)
    Разработаны под экстремальные задачи за счёт предельно возможной термической стабильности для тяжёлых автомобилей и эксплуатации в морских условиях;
    С января 2023 выкуплены Freudenberg e-Power Systems, но бренд XALT сохранён и встречается везде — от электроскутеров до круизных лайнеров;
    • Форм-фактор — призматический;
    • Химия катода — литий-никель-марганец-кобальт-оксидный (NCM);
    • Масса элемента — около 2,5 кг;
    • 📃 [
    источник — возможно устарел, от 2015].
  • КБ «Энергия» (Россия)
    • Разработанное отечественным конструкторским бюро большое количество разных типов элементов с различным содержанием LTO на графитовом аноде или даже с использованием графена;
    • Работает при экстремальных температурах от -60°C (
    минус шестидесяти!) до +55°C;
    • Форм-фактор — любые;
    • Химия электрода — литий-железофосфат (LFP), вероятно и другие, открытых сведений не предоставили;
    • Масса элемента — от 0,4 кг до 1,7 кг (зависит от конструкции и химии);
    • 📃 [
    источник]*.

* - Если, кто интересуется российскими разработками, то в источнике характеристики наших отечественных разработок LTO-батарей.

Наше предприятие пока использует проверенные годами импортные компоненты. Но внимательно следим за разработками российских учёных и заинтересованы в импортозамещении и коллаборации.

🔻 Сейчас вы можете заказать изготовление батареи на элементах Li4Ti5O12 вы можете и на нашем предприятии, для этого заполните форму:

***

Теперь вы знаете, какие поставщики элементов для литий-титанатных батарей (LTO) существуют на рынке. Среди них Toshiba, Yinlong (широко известны в России), Altairnano, Leclanché, XALT Energy (используются от Америки до Австралии) и КБ «Энергия» (российское конструкторское бюро), что за особенности имеют их продукты по форм-фактору, химии катода и другим параметрам.

Из этой статьи становятся очевидными преимущества LTO:

  • более высокие безопасность и срок службы — нет случайных пожаров или проблем с преждевременным выходом из строя за 15000 циклов и дольше;
  • быстро заряжаются и способны завести железнодорожный тепловоз даже в лютый мороз вплоть до -60°C;
  • хранятся по 10 лет без потерь и деградации.
-5

В следующей статье мы расскажем, как нанотехнологии помогают учёным в эти дни улучшить ёмкость LTO-батарей за счёт преобразования материала. Это одна из наиболее реальных и уже осязаемых веток развития аккумуляторов. Подпишитесь, чтобы узнать первыми.

🔻 Не знаете, что такое NMC, LFP, NCA и как их отличать? Научили уже 273 000 человек этой статьёй про 18650:

В чём разница 18650-аккумуляторов по маркировке и химии?