Каждый год в середине апреля в пучинах рек, прудов и глубинах колодцев просыпался водяной. Эта старая славянская нежить после зимней спячки была в плохом расположении духа, поэтому людям приходилось умасливать чудище хлебом, вином и даже водкой. Из нашего материала ты узнаешь, как избежать гнева водяного, как праздновать день Никиты Водопола и какие ещё мифические существа обитают на водных просторах России.
Водяной
Первые упоминания о водяном можно найти в славянских рунических надписях IX–XI веков. В России не было единого образа водяного: в Великороссии (центральная часть России), Малороссии (территория нынешней Украины) и Беларуси водяную нечисть представляли по-своему: в виде обрюзглого старика с рыбьим хвостом или очень длинными ногами либо как заросшего чёрта с рогами. Но во всех уголках Руси вотчиной водяного был водоём.
Каждый год в середине весны славяне праздновали Никиту Водопола. По старому поверью, в этот день (16 апреля) водяной просыпается от зимней спячки. После долгого сна злой дух голодный и агрессивный. Чтобы не оказаться на дне топи с кровожадными русалками и утопленниками, люди задабривали водяного: бросали в воду кости коней и петухов, мёд или хлеб, приговаривая: «На тебе, дедушка, гостинец на новоселье, люби и жалуй нашу семью». Рыбаки угощали водяного щепоткой табака или стаканом вина, чтобы летом улов был удачным.
«Водяной довольно робкий старик, который смел только в своём царстве, в омуте, и там, если осерчает, хватает купальщиков за ноги и топит их, особенно таких, которые ходят купаться без креста или же не в указанное время, позднею осенью».
Владимир Даль, «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа», 1846 год
Славяне считали, что водяной защищал воду и управлял её обитателями. Ему подчинялись не только рыбы, но и русалки и утопленницы. Нечисть, если не выказать ей уважения, могла вызывать бурю, рвать рыболовные сети, затапливать плотины и забирать к себе под воду купальщиков, мельников и рыбаков. Помимо этого, водяной громко бил в ладоши и подражал звукам животных, чтобы привлечь внимание и утащить жертву в свои подводные хоромы.
Хозяева водных мельниц были в тесном контакте с водяными, так как только водяной мог защитить людские владения. Но для этого со злым духом нужно было подружиться. Поэтому мельники кормили чудище хлебом и поили вином или даже водкой. Если хозяин мельницы шёл наперекор монстру, то тот в отместку мог сломать мельничные колёса или испортить плотину. В деревнях про мельников думали, что они продали душу водяному.
С давних пор известно, что мифический дух живёт в топях не один. В его царстве обитают утопленники — прислужники водяного: русалки, которые становятся его жёнами, и водяницы — крещёные утопленницы, живущие в лесных и мельничных омутах.
«Он живёт с русалками, даже почитается их большаком, тогда как леший всегда живёт одиноко и кроме какого-нибудь оборотня, никого из собратов своих около себя не терпит».
Владимир Даль, «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа», 1846 год
Русалка
Учёные до сих пор спорят о происхождении слова «русалка». Одни полагают, что оно заимствовано у других народов, другие — что оно старославянское. Одна из самых распространённых версий гласит, что слово «русалка» произошло от названия «русалий» — весеннего славянского праздника, который возводят к латинскому rosalia — «празднику роз». До XX века это слово считалось литературным, а жители Севера называли слово «учёным».
Русалки — это духи девушек, умерших до свадьбы, или детей, которых прокляла мать. В некоторых местах верили, что русалкой становится любая утопленница. По ещё одной версии мавками становились дети, умершие некрещёными. В разных уголках Руси русалку называли по-разному: водяниха, шутовка или щекотиха. В Украине и на Юге России русалок называли мавкой или навкой, а в Закарпатье — лесной паночкой. В белорусских деревнях нечисть прозвали водяницей или купалкой.
Восточные славяне считали, что русалка — это злой дух, который обитает не только в реках, но и в полях и берёзовых рощах. Эти мифические женщины выглядели так: длинные зелёные волосы, большие глаза и длинные руки.
Славянские водянихи не имели ничего общего с европейскими мифическими существами. Русские русалки, в отличие от западных, не имели хвоста. В отечественной версии шутихи и щекотихи ходили с распущенными волосами и в длинных белых рубашках. В некоторых регионах верили, что злой дух леса и рек выглядел молодо и привлекательно. В других же считали, что водяниха — это безобразная женщина средних лет.
По народным поверьям, в Русальную неделю, которая начинается в начале июня, славянская нечисть женского пола вылезает из рек и начинает ходить по лесам. В этот период русалки особо опасны — они могут защекотать первого встречного до смерти или забрать заблудившегося на дно. Поэтому в открытых водоёмах не купались и в одиночку через засеянные поля не ездили.
«Водяница, лесовица, шальная девица! Отвяжись, откатись, в моём дворе не кажись; тебе тут не век жить, а неделю быть. Ступай в реку глубокую, на осину высокую. Осина трясись, водяница уймись. Я закон принимал, златой крест цаловал; мне с тобой не водиться, не кумиться. Ступай в бор, в чащу, к лесному хозяину, он тебя ждал, на мху постелюшку слал, муравой устилал, в изголовьице колоду клал; с ним тебе спать, а меня крещённого тебе не видать».
Заговор от приставаний русалки: Павел Шейн, «Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края», 1887 год
Болотник
На Руси верили, что у каждого болота есть хозяин — болотный, болотник или болотяник, болотный дедко, шут болотный. Образ болотного духа, как и любого другого мифического существа, в России был довольно расплывчатый. В Витебской губернии думали, что болотник неповоротливо сидит на дне болота.
По народным представлениям витебских крестьян, эти существа были покрыты грязью, водорослями, улитками, насекомыми и рыбьей чешуёй. Русские представляли болотного иначе: как поросшего серой шерстью человека с длинными руками и длинным закрученным хвостом. В Гомельской области болотное чудище описывали как грязное, мелкое существо без глаз, но с гнилыми зубами. На Русском Севере считали, что хозяйкой топи была болотная баба.
Болотник — злой дух, и к людям они относились, по древним поверьям, агрессивно. Поверья гласили также, что болотник приходился роднёй лешему и водяному.
Каждый раз чудищу приходилось выдумывать хитроумные решения, чтобы затащить человека к себе в трясину. Известно, что болотник мог крякать, чтобы привлечь внимание охотника, реветь как корова, чтобы заманить пастуха, или стонать и хохотать, чтобы привлечь заблудившегося путника. Болотник также мог зажечь на своём болоте огни, чтобы затащить в топь любопытного крестьянина.