После многих лет ожидания вопрос о том, когда мы сможем увидеть первый орбитальный полет космического корабля Boeing Starliner (Боинг Старлайнер) с астронавтами на борту близок к ответу.
Перспектива первого космического полета ближе чем когда-либо,
однако на самом деле он запоздал, а сам полет корабля с именем Endeavour, скорее всего, не изменит судьбу компании Боинг в гонке к МКС.
Вот и наступил апрель, а всего несколько месяцев назад мы
ожидали, в том числе, и первый полет Starliner CTS-1, однако эта миссия снова была отложена, к счастью, эта задержка не была связана с техническими проблемами, а скорее относилась к стыковочным системам МКС, которые были заняты другими кораблями.
Согласно последнего обновление от НАСА, самая ранняя возможная дата запуска этой миссии 6 мая, и это не окончательная дата, но хочется верить что она более определенная чем предыдущие. Эта уверенность проистекает из заявления, сделанного компанией Boeing 15-го числа , которым они поделились. В компании подтвердили что Старлайнер будет перевозиться в цех вертикальной сборки 16 апреля, так же будет готова и ракета Атлас 5. После процесса укладки различных грузов, и различных тестов, которые будут проводиться следующие несколько недель, что обеспечит готовность к запуску 6 мая, в соответствии с графиком, установленного Боингом и НАСА.
В прошлом месяце, 18 марта Боинг провел 2 теста на низкий уровень топлива со Старлайнером, и с тех пор никаких серьезных происшествий не возникало.
С конца прошлого года до начала этого, Боинг реализовал два важных обновления для Старлайнера, сначала заменили горючую электропроводку
внутри корабля, во вторых парашютная система прошла ремонт после
обнаружения ряда неисправностей и впоследствии корабль прошел эксплуатационные испытания.
Чтобы совершить этот полет Боинг потратил много времени и денег. В условиях финансовых инвестиций компания Боинг понесла значительные потери. Только за один квартал прошлого года компания сообщила о потере 257 миллионов долларов. Это финансовые неудачи продолжаются в течение нескольких лет, например в 2018 году они сообщили об убытке в $57 миллионов, которые выросли до 489 миллионов долларов в 2019 году. Общая стоимость проекта Старлайнер для Боинг в прошлом году составил $1,47 млрд.
Учитывая дополнительное время и ресурсы потраченные на ремонт Старлайнера во второй половине прошлого года и на протяжении трех месяцев этого года, вполне вероятно, что эта цифра даже еще больше увеличилась. Инвестиции в программу Boeing Starliner достигли многих миллиардов долларов в 2014 году. Контракт на на сумму до 4,2 миллиарда долларов от НАСА с дополнительными $300 млн выделенные на разработку корабля, предназначенного для доставку астронавтов космонавтов на МКС.
Боинг, при разработке Старлайнер, продемонстрировал впечатляющий дизайн
корабля, что побудило НАСА возлагать большие надежды на успех, однако рост инвестиции также привели к увеличению критики проекта. Это связано как задержкой со Старлайнер, так и со значительными финансовыми убытками, понесенными самой компанией Боинг.
Первоначально планировавшийся тестовый запуск корабля в 2017 году, был впоследствии перенесен на 2018 год из-за модификации системы корректировки, однако в 2018 году произошла утечка гиперголического топлива. При попытке полета в следующем году возникли проблемы с парашютом. Во время основного тестирования последующие неудачи включали
трудности со стыковкой Старлайнер к МКС. Только в 2022 году корабль наконец совершил успешное путешествие на МКС и обратно.
Позже был запланирован полет экипажа, но он столкнулся с многочисленными задержками.
Планы НАСА - создание Программы развития коммерческих пилотируемых кораблей, с целью вернуть автономию США на полеты к МКС и снижение зависимости от России, после "выхода на покой" космического корабля "Шаттл".
Однако с тех пор прошло десять лет, а Старлайнер еще так не выполнил свои
полеты в рамках этой программы. Эта задержка заставила НАСА пропустить многие из своих запланированных миссий к МКС и пересмотреть часть планов. К счастью, у НАСА был корабль Crew Dragon от SpaceX, который может похвастаться чрезвычайно надежными запусками, позволивший продолжить работу на МКС.
Говоря об МКС, важно отметить, что все организации участвующие в проекте
решили завершить ее миссию к концу этого десятилетия, или к началу следующего. Изначально как Старлайнеру, так и Дракону было запланировано по шесть полетов к МКС каждому, однако из-за задержки Старлайнера, НАСА
запланировало восемь дополнительных миссий для Дракона, доведя общее количество до 14. SpaceX уже выполнил восемь из них, тогда как Старлайнеру и Боинг теперь предстоит гонка со временем, чтобы выполнить свои обязательства перед НАСА по выполнению шести полетов к МКС.
Чтобы достичь этих показателей Старлайнеру требуется летать не реже одного раза в год, и эти цифры могут показаться более чем реальными, но корабль никогда не летал с экипажем. Любые дополнительные проблемы могут привести к месяцам или даже годам отсрочки перед следующими полетами.
Это подчеркивает решающее значение первого полета с экипажем, поскольку ее успех проложит путь к позитивному будущему для Старлайнера.
И Боинг, по понятным причинам зациклен на успехе в этом полете, который потенциально мог бы вдохнуть новую жизнь в компанию после многих лет неудач и финансовых потерь. Однако неудача может решить судьбу всего проекта, особенно если терпение НАСА лопнет. Я все же надеюсь что Старлайнер выполнит все возложенные на него задачи входе первого полета с экипажем и спасет репутацию компании Боинг. В то время как май все ближе пожелаю удачи Старлайнеру в его экипажу в предстоящем полете.