Здравствуйте, уважаемые читатели моего канала!
Кажется, новость про то, что в скором времени на уроках физкультуры школьников будут учить тому, что раньше можно было только воображать (гольф, дзюдо, ушу, хоккей на траве), уже много, кто успел увидеть. СМИ умело подхватили и растиражировали данную новость.
И, если Вы явно не рады такому нововведению, то есть в том же документе ещё один пунктик, после которого идея заниматься гольфом или ушу не будет казаться Вам такой уж и плохой.
О каком же пункте идёт речь? Ответ прост: о КОМПЬЮТЕРНОМ СПОРТЕ. Да-да. Я не опечатался.
Если кто не в теме, то
Компьютерный спорт (киберспорт, электронный спорт) — вид соревновательной деятельности и специальной практики подготовки к соревнованиям на основе компьютерных и/или видеоигр, где игра предоставляет среду взаимодействия объектов управления, обеспечивая равные условия состязаний человека с человеком или команды с командой.
Источник:
Примечательно, но когда я готовил материалы, то случайно обнаружил старую новостную статью 2019 года, из которой следовало, что попытка пропихнуть киберспорт в школы уже предпринималась:
Если кратко, то тогда с инициативой выступил Институт развития интернета. В рамках обучения киберспорту предлагалось вести следующие дисциплины Dota 2, Hearthstone, Dota Underlords, FIFA 19, World of Tanks, Minecraft и CodinGame. Это популярные компьютерные игры.
Думаю, что если бы ещё тогда очень постарались, то явно бы теоретически обосновали, что данные игры способствуют развитию стратегического и абстрактного мышления, логики, творчества, скорости реакции и т. д.. А, возможно, даже и обосновывать ничего не стали. Поэтому все эти занятия по русскому языку, математике и пр. отодвинулись бы на десятый план.
Но вот прошло 5 лет. Видимо, общество созрело, время обучать с помощью компьютерных игр пришло.
Что более поразило меня, так это то, какие дифирамбы поются в документе для обоснования целесообразности введения компьютерного спорта в школах. Предлагаю оценить этот креатив на примере некоторых высосанных из пальца задач изучения модуля по киберспорту:
всестороннее гармоничное развитие обучающихся, гармоничное сочетание двигательной активности и интеллектуальной деятельности.
Интересно, о какой такой двигательной активности идёт речь? Аааа, наверно, о быстром клацанье по кнопкам мыши, дрыганью указательного пальца в воздухе или катанию на компьютерном кресле в классе/комнате.
Или вот это:
укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма, обеспечение культуры безопасного поведения на занятиях по компьютерному спорту.
Помнится, что сегодня все наоборот говорят о том, как школьники не могут сказать себе вовремя "стоп" и не проводить за компьютерными играми львиную долю свободного времени. А причина такой встревоженности среди взрослых понятна - длительное нахождение за компьютером негативно сказывается на здоровье подрастающего поколения (возникает зависимость от игр, сажается зрение, портится осанка).
А тут за счёт введения такой сомнительной инициативы предлагается осознанное нанесение вреда здоровью детей, однако главное - это прописать в задачах дисциплины, что компьютерные игры укрепляют здоровье. И тогда, конечно, проблема решена: вреда уже не будет. Это так работает.
Также хочу отметить, что цель физкультуры в школе - это не попытка воспитать олимпийских чемпионов и победителей, а просто укрепление здоровья, поддержания своего тела в приемлемой форме. В этом отношении физкультуру не нужно путать с профессиональным спортом, в котором люди истязают себя, чтобы сделать мыслимое и немыслимое. Киберспорт, скорее, стоит отнести к профессиональному спорту, поскольку все соревнования изначально направлены на победу (ещё и с получением некоторого денежного приза). Пренебрежение своим здоровьем в угоду победы среди школьников точно будет.
Но более всего меня повеселил этот шедевральный пёрл:
формирование культуры движений, обогащение длительного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приёмами вида спорта "компьютерный спорт".
Если Вы тоже задались вопросом "О формировании какой культуры движений идёт речь?", то не переживайте, вот ответ:
- техника владения клавиатурой и мышью;
- управление объектами киберспортивных игр с помощью джойстика.
Мне прямо так и захотелось вставить здесь это:
Понятно, что данному нововведению, скорее всего, не удастся воплотиться в реальности. Почему это так? Очень просто. На то есть главная причина - это отсутствие необходимой материально-технической базы. Компьютерная техника в школах настолько мощная, что её с лихвой хватит максимум на такие современные компьютерные игры, как Пасьянс "Косынка", "Сапёр". Хочешь киберспорт - нужно вкладываться в другую технику. А тут исход затеи уже становится заранее предопределён.
Кто будет вести компьютерный спорт в школах? Учитель информатики? Учитель физкультуры? Да хоть уборщица баба Зоя. Не надо забывать, что сегодняшние дети являются куда более разбирающимися экспертами в части всего, что касается тематики игр. А, значит, роль преподавателя не будет иметь значения - подойдёт любой взрослый. Школьники сами разберутся и во что поиграть, и какую команду собрать, и какие стратегии для победы использовать. В этом отношении, если преодолеть проблему с техникой, киберспорт может стать очень популярным предметом среди детей, причём эта популярность может дойти до фанатизма. Дети, одолеваемые желанием принимать участие в соревнованиях по компьютерному спорту, будут часами проводить время за столь любимым занятием, пренебрегая при этом остальными предметами. И вместо инженеров, строителей, учёных, которые смогли бы обеспечить техническую, экономическую мощь России, мы получим рынок из огромного количества киберспортсменов. В этом и кроется главная опасность от нововведения.
Хочется спросить: А были ли у документа цензоры и люди, прочитавшие его до конца? Дело всё в том, что те же материалы про киберспорт опубликованы далеко не на первых страницах. До них ещё нужно добраться (со стр. 350).
Представляется, что рецензенту дали документ, он осилил где-нибудь страниц 5 этого художества, решил, что с него хватит (по первым страницам все написано по-умному) и утвердил в печать.
Прикрепляю ссылку на документ, если кто будет искать интересующий фрагмент:
P. S. Спасибо за то, что дочитали до конца. Не забудьте подписаться на этот канал, поставить лайк и написать, что Вы думаете по поводу возможного разрешения школьникам заниматься киберспортом в рамках учебного предмета "Физкультура". А на сегодня это всё. До новых встреч!