Найти в Дзене
Digital Economist

Как цифровое развитие стимулирует наращивание компетенций

Оглавление

Изучение цифровой экономики, следующее за этим наращивание компетенций команды цифрового проекта, равно как и менеджмент цифрового бизнеса в целом безусловно подсвечивают своеобразные явления, условия и факторы цифровой экономики, прямо или косвенно вытекающие из инновационных технологий. Подобные характерные вещи и ранее оказывали подспудное влияние на предпринимательство и менеджмент, но за счет происходящих изменений повысили свою значимость и критичность для практической деятельности. С этим вынуждены смириться участники многих рынков и серьезным образом начать разбираться в новых явлениях, событиях и факторах, чтобы обратить себе на пользу, минимизировать риски.

Матрица инфраструктурных элементов цифровой трансформации, подлежащих комплексному изучению
Матрица инфраструктурных элементов цифровой трансформации, подлежащих комплексному изучению

В качестве примера четыре отличительных направления цифрового развития подталкивающих экономических субъектов к методам и системе повышения компетенций команды и её отдельных участников: переформатирование системы разделения труда (1), конкуренция цифрового развития и информационной безопасности (2), эксперименты и тестирования на пользователях (3), рост совокупной ценности цифровых решений (4).

1. Углубление и переформатирование системы разделения труда

Каждый бизнес и каждый профессионал приобретает все более узкую специализацию. Кооперация между экономическими субъектами неизбежно определяется сложносоставными моделями и усиливается, равно как и растет зависимость компаний от квалифицированных кадров, растет созависимость специалистов друг от друга. И это уже новая черта человеческого капитала, диктующая переход к обновленному типу организационной культуры. В условиях усиления конкуренции за квалифицированные кадры недостаточно мотивировать сотрудников высоким регулярным доходом. Все чаще учитываются личностные качества и внутренние убеждения соискателей уже при найме. В свою очередь рост профессиональной ценности уникального специалиста в цифровой экономике повышает и значимость его морально-этических ценностей, социальной мотивации, самоидентификации и стремления к самореализации. Чтобы научиться управлять командной работой и научиться работать в команде исходя из новых принципов открытого выбора и ненасильственных коммуникаций, приходится:

  • прикладывать усилия по изучению организационных культур и их изменению в условиях цифровой экономики;
  • выделять и специализировать уровни знаний и компетенций;
  • исследовать, определять, выбирать и реализовывать политики бережливых, зеленых и открытых компаний;
  • выстраивать конструктивно дискуссии о критической ценности человеческого капитала и доводить их до практических корпоративных, отраслевых или государственных задач;
  • расширять сектор социального предпринимательства, профессионального и социально-инициативного взаимодействия, не забывая развитие комьюнити цифровых продуктов и сервисов;
  • искать и выбирать оптимальные методы управления командами и проектами с учетом их жизненного цикла, условий среды, обстановки и ожидаемой оперативности в решении задач.

2. Цифровое развитие и информационная безопасность

Безусловно, цифровая инфраструктура обеспечивает мобильность и функциональную обособленность каждого отдельного бизнеса и специалиста. Благодаря ей доступна их тесная интеграция для реализации комплексных и ресурсоемких стратегий и проектов. Развивающаяся цифровая среда определяет экспоненциальный рост объемов собираемых и обрабатываемых данных. Их многократное использование, фрагментация до любого требуемого уровня и высокая скорость обработки и передачи приводят к необратимым преобразованиям в разных отраслях экономики и секторах социальной сферы. Прежде всего, это касается режимов и условий получения информации – информационной открытости экономических субъектов. Но при снятии ряда ресурсных ограничений по объемам хранимых данных и вычислительных мощностей, индустрии и рынки пришли к другого рода ограничениям – ценностным.

Использование информации по принципу «как угодно и сколько угодно раз», позволяет некоторым экономическим субъектам делать выбор, противоречащий законодательным нормам или морально-этическим принципам. Понимая, что информационные технологии могут успешно скрывать личность субъекта отношений в сети (например: Tor Browser, DarkNet), обнаружение утечек конфиденциальных и персональных данных переходит в разряд исключительных задач. В игре за информационную безопасность порой используются весьма циничные, но действенные приемы, не всегда приемлемые для социально-ответственного участника в силу противоречия нормам права.

Как же тогда выстраивать доверие в проектной команде и в пределах всего цифрового бизнеса. Когда необходимо не только организовать комфортную очную и дистанционную работу сотрудников, но и вовлечь в процесс разработки внешних исполнителей: фрилансеров, подрядчиков, технологических и инфраструктурных поставщиков. А это немаловажный вопрос, приобретающий на каждом шаге цифровой эволюции большую актуальность и чувствительность. Гражданское общество обращает на него пристальное внимание. Государственные структуры стремятся задействовать ограничительную или запрещающую регуляторику. Требуется практически минимизировать риски и исключить инциденты, не закрывая перспективы развития цифровых платформ и платформенных решений. Этим и объясняется потребность в изучении множество вопросов и проблем связанных с комплексной и не ограничивающей рост информационной безопасностью.

3. Эксперименты и тесты на потребителях

Многократное использование одних и тех же данных, алгоритмов и решений, в том числе позволяет проводить многочисленные недорогие эксперименты и тесты на пользователях. Массовое сетевое тестирование цифровых продуктов и сервисов стало реальностью благодаря миксу коммуникационных и маркетинговых технологий. Но с точки зрения соблюдения норм права и этических принципов, с точки зрения социальной ответственности и рыночных рисков проведение цифровых экспериментов на порядок сложнее, чем традиционных научных экспериментов, с выработанными и согласованными формальными критериями и морально-этическими правилами. Последствия неблагоприятных исходов и инцидентов кратно увеличиваются из-за сетевых эффектов и необратимости распространения информации. Казалось бы, безобидные опыты способны вызвать в цифровой среде серьезные последствия для исследователей и участников: утечка данных, нарушение целостности транзакций, перерасход ресурсов, критическое отставание по времени, простои, репутационные потери.

Цифровые эксперименты могут обойтись дорого бизнесу, поэтому иногда организуют предварительное изучение целей, средств и контекста подобных опытов, испытаний и тестов с применением цифровых платформ и платформенных решений – своеобразный лимитированный тест для массового тестирования.

Пожалуй, один из самых известных и неоднозначных масштабных финансовых цифровых экспериментов – Bitcoin. Не понимая до конца, кто является его инициатором и для каких целей он его запустил, множество пользователей по всему миру участвуют в тестировании криптовалюты. Расходуются колоссальные энергоресурсы на вычисления, пока остающиеся с точки зрения заявленной глобальной финансово-экономической политики вне правого поля большинства государств. Последствия длительного криптовалютного нагрузочного тестирования не исключено, что принесут финансовый вред участникам и существенным образом затормозят адекватное, а не мнимое маркетинговое, развитие технологий, связанных с цифровыми финансовыми инструментами, продемонстрировав недопустимый уровень их неопределенности, рискованности и криминализации.

Осознавая высокую вероятность распространения неблагоприятных ситуаций и, главное, не понимая как с ними поступать, государственные и общественные регуляторы всерьез задумались о контролировании такого рода экспериментов. Один из вариантов технологического контроля – регулятивные песочницы. Но предлагаемые меры пока лишь способны или полностью запретить, т. е. вывести вне рамки правового поля экспериментальные цифровые платформы и платформенные решения, либо немного смягчить опасения и тревогу самих регуляторов, перекладывая ответственность на участников экономических отношений.

4. Рост совокупной ценности создаваемых цифровых продуктов и сервисов

Развитие цифровой инфраструктуры и трансформация системы разделения труда допускают поставку комплексных решений для удовлетворения сразу нескольких потребностей. Причем потребности отдельного клиента или сообщества (группы) могут быть сколь угодно сильно или слабо связанными, четко обозначенными или неосознанными, примитивными, мнимыми и нереалистичными. Чем дальше экономика и государственное управление продвигаются по пути цифровой трансформации, тем более наукоемкие и технологически насыщенные продукты и сервисы, комплексно удовлетворяющие потребителей, удается создавать и делать пригодными для широкого использования.

Сетевые структуры обеспечивают предельную скорость распространения новых продуктов и сервисов. Контролировать это все труднее. Постепенно формулируется запрос на трансформацию не только выделенных управляемых процессов, но и самих систем управления бизнесами и государственными структурами. И чем более персонализированные потребности удовлетворяются с помощью создаваемых цифровых решений, тем вероятнее обнаружить влияние личных предпочтений и этических принципов на такие потребности. Если речь идет о том, что цифровой продукт или сервис способен дать клиенту совокупную ценность (удовлетворить целый комплекс его потребностей), неизбежно придется учесть его предпочтения и принципы. Здесь стоит отметить три обстоятельства:

  • во-первых, глобальность мировой экономики и сверхглобальность цифровой экономики – необходимо учитывать культурные и исторические особенности разных групп потребителей даже внутри одного государства, одного города или поселения;
  • во-вторых, тотальная интеграция цифровых продуктов и сервисов – разработка нового продукта, сервиса или технологии в любом случае связана со множеством других развивающихся продуктов, сервисов и технологий или напрямую зависима от них;
  • в-третьих, проникающее трансграничное профессиональное и социальное взаимодействие – обуславливает быстрое распространение лучших потребительских и поведенческих практик использования цифровых продуктов и сервисов, трансфер общего и специализированного пользовательского опыта, межкультурных и межнациональных предпочтений и привычек.

Вследствие этого, даже если ставится простая задача сделать исключительно узконаправленный и специализированный компонент, разработчику и эксплуатанту приходится думать о том, какую роль он сыграет в совокупной ценности для потребителей, партнеров, конкурентов, индустрий. Уже сейчас есть показательные примеры из экономической практики, когда совокупная ценность цифровой платформы или платформенного решения снижается, если какие-то компоненты вдруг исключаются, отсутствуют изначально, дискредитированы или содержат признаки мошенничества. Желая избежать серьезных рисков, рациональный цифровой бизнес задается этими вопросами предпринимая попытки изучить структуру, атрибуты и управляемость ценностных предложений и цепочек ценностей в глобальной цифровой экономике.

Четыре разобранных выше причины наращивания компетенций в условиях изменений экономической среды демонстрируют насколько нешуточно изучение множества аспектов цифровой экономики и цифровой трансформации.

Фактически переход к новому типу экономики – к экономике знаний и инноваций – порождает качественно новые отношения между руководством и исполнителями. Менеджмент – это профессионалы в сфере управления и отвечают за разработку и организацию реализации стратегии. Специалисты в соответствующих предметных областях отвечают за реализацию направлений стратегии с применением тех знаний и компетенций, которыми они обладают. Казалось бы, команда неизбежно синхронизирует цели и ценности индивидуумов. Тогда максимальные усилия каждого квалифицированного специалиста в проекте способствуют достижению общего результата. От слаженности и эффективности командных действий, принимаемых и разделяемых этических норм и правил зависит успех. Усиление технологий и соответствующих комплексных аппаратно-программных решений помогает такому подходу.

Например, с помощью корпоративных информационных систем высокого уровня или специальных цифровых платформ могут организовываться:

  • распределение и контроль задач, прав и ответственности;
  • преодоление проблемных (спорных) ситуаций, в том числе с учетом индивидуальности членов команды;
  • перепроектирование и оптимизирование задач, объектов, процессов и событий;
  • использование информационных технологий нового качества для поиска и выбора наилучших доступных вариантов, для поддержки принятия решений;
  • контролирование информационных потоков и уровней доступа для обеспечения безопасности в заданном контуре и для повышения результативности бизнес-модели с оптимальным межличностным взаимодействием членов команды;
  • регулярное изучение множество аспектов, связанных с концепцией и практикой реализуемых командой цифровых проектов, с пошаговым накапливанием уникальной базы знаний и компетенций о предмете, технологиях, клиентах, партнерах, сделках, внутренней и внешней среде цифрового бизнеса.

Что произойдет, если оператор или разработчик недостаточно или очень плохо разобрался в переменах, свойственных цифровой экономике и не изучил предмет и особенности своей зоны ответственности – если не понимает силы влияния цифровой среды. Один из самых вероятных негативных катастрофичных сценариев, неизбежно приводящий в перспективе к закрытию цифрового бизнеса – это нарушение профессиональных и социальных коммуникаций между руководством проекта (постановщиками задач) и квалифицированными специалистами (ответственными исполнителями). Тогда менеджмент не в состоянии довести до сотрудников то, что от них на самом деле требуется и какова общая линия (стратегия) проекта или проектов. А работники не в состоянии адекватно исследовать, формализовать задачи и решить их с помощью доступных средств.

Элементы модели практико-ориентированного обучения в сфере управления цифровой трансформацией
Элементы модели практико-ориентированного обучения в сфере управления цифровой трансформацией

Для цифровых проектов коммуникационные проблемы внутри команд и бизнеса быстро и в причудливой форме ретранслируются клиентам и ближайшему окружению (комьюнити). Реакция последних легко предсказуема теоретически, но во всех красках её интересней наблюдать на практике. Однако не стоит думать, что всё сводится лишь к налаживанию эффективных корпоративных коммуникаций.

Для цифрового бизнеса наряду с умением слушать и слышать, объяснять и договариваться, приоритетно непрерывно повышать профессиональный уровень участников общения.

Автор: Владислав Тюрин, эксперт по цифровой трансформации.

Рекомендуются для ознакомления статьи: «Изучение цифровой трансформации», «Знания, управление знаниями и системы управления знаниями».

Статья подготовлена на основе электронного издания «Управление цифровой трансформацией. Точка зрения» (доступно для загрузки по ссылке).