Найти тему
Digital Economist

Знания, управление знаниями и системы управления знаниями

Знание индивида (или группы индивидов) — это обладание информацией, позволяющей решить какую-либо задачу [Григоренко Андрей Юрьевич. Религиоведение. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. — Издательский дом "Питер", 2008-03-04. — 507 с. — ISBN 9785911808662].

На получение знаний о сути, составе, значении и взаимосвязи предметов, явлений, фактов, событий и процессов нацелена наука и её научный метод.

Знания не только представляют собой самостоятельную ценность, но и порождают мультипликативный эффект по отношению к другим факторам производства, воздействуя на уровень эффективности их применения. В современной экономике источником конкурентных преимуществ становится не выгодная рыночная позиция, а сложные для репликации знания как активы и способ их размещения. Причем в центре внимания здесь находится не создание знаний, а их движение и использование в организации. [Маслов А.В. Реализация управления знаниями на основе функций системы управления персоналом. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014; 11 (5): 727-731].

Знания необходимы для того, чтобы:

  1. Сохранить опыт по решению задач (осуществлению работ, исполнению процессов)
  2. Использовать предыдущий опыт для практического решения полностью или частично сопоставимых задач
  3. Проанализировать и сопоставить полученный опыт при решении задач
  4. Развивать специализацию как умение высокоэффективно решать определенный класс задач или находить решения для схожих классов задач
  5. Помогать решать задачи другим передавая опыт, обучая, консультируя, проверяя планы и результаты решения
  6. Квалифицировано взаимодействовать с другими экспертами по целевому классу задач, включая синхронизацию понятийного аппарата, сравнение подходов, объяснение точек зрения
  7. Создавать инструменты, технологии, методики и стандарты, помогающие в решении задач заданного класса или аналогичных в целевой предметной области
  8. Прогнозировать и управлять изменениями, связанными с задачами или целевой предметной областью
  9. Формировать общее понимание предметной области и задач с ней связанных

Управление знаниями направлено на то, чтобы заинтересованные стороны получали нужную информацию в надлежащем формате, на нужном уровне и в нужное время, в соответствии с их уровнем доступа и другими применимыми политиками. Для этого необходима процедура приобретения знаний, включающая в себя формирование, сбор и сохранение неструктурированных знаний, как формальных, документированных, так и неформальных, неявных. [ITIL 4, 5.1.4. Управление знаниями].

Управление знаниями требуется чтобы:

  1. Сохранять специализированный контент – знания: увеличение ценного контента по целевым предметным областям и тематикам.
  2. Поддерживать принимаемые решения: доступность знаний точно-во-время для решения практических задач (доступность теории и опыта по запросу).
  3. Проводить анализ прошедших, текущих и прогнозируемых рабочих ситуаций – кейсов: эффективное использование опыта для новых практических задач с возможностью ретроспективного анализа.
  4. Наращивать конкурентное преимущество: непрерывно обучающийся бизнес (сообщество), регулярно повышающее ценность своего предложения потребителю среди аналогичных на рынке.
  5. Исследовать клиента: адекватное изучение ценностного предложения и опыта клиента (понимание потребностей клиентов) с сохранением полученной информации.
  6. Обеспечивать обратную связь: управляемая и эффективная обратная связь изменяющая бизнес-модель и помогающая работать с инцидентами.
  7. Формировать интеллектуальный капитал: повышение квалификации работников на основе процессов эффективного сбора и совместного использования знаний для достижения целей бизнеса (решения практических операционных и стратегических задач).
  8. Управлять рисками: мониторинг, анализ и экспертная поддержка в части выявления, изучения, контролирования рисков и неблагоприятных событий.
  9. Выстраивать эффективное партнерство: усиление специализации и развитие партнерской экосистемности, технологическая кооперация и обмен полученной значимой для решения практических задач информации о ценностном предложении, бизнес-модели, клиентах.
-2

Система управления знаниями – это ИТ-система, которая хранит и извлекает знания для улучшения понимания, совместной работы и согласования процессов. Системы управления знаниями могут существовать внутри организаций или групп, но их также можно использовать для пользователей или клиентов. [https://www.hubspot.com/knowledge-management-systems].

Система управления знаниями, являясь специализированной системой управления контентом, предназначена для того, чтобы:

  1. Автоматизировать процессы работы с описанием знаний: автоматизированный ввод, структурирование и презентация знаний.
  2. Обрабатывать семантику: формализация и визуализация семантической модели (структуры) знаний, выстраивание навигации по знаниям.
  3. Обеспечивать поиск ответов на вопросы: сопровождение решения практических задач в контексте текущей операционной задачи или выполняемой работы, в том числе за счет интеграции с иными автоматизированными системами.
  4. Организовывать онлайн-библиотеку: поддержка онлайн-обучения накопленными знаниями и организация учебного контента при интеграции с системами управления компетенциями (Skills Management System – SMS) или системами управления обучением (Learning Management System – LMS).
  5. Усиливать предметную специализацию: специализированные домены уникальных знаний о целевой бизнес-модели и о ценностных предложениях.
  6. Агрегировать клиентский опыт: трекинг обратной связи и запросов клиентов в связи со структурой знаний и в контексте текущей бизнес-модели.
  7. Управлять сообществом: автоматизация правил и процессов индивидуальной и совместной работы с содержанием и моделью знаний.
  8. Поддерживать пользователей: интеграция с предметными системами по целям бизнес-модели с обратной связью и пополнением знаний.
  9. Развивать аналитическую подсистему: инструменты поиска и анализа ключевых и характерных свойств и мест в модели знаний.
-3

Системы управление знаниями обеспечивают работу со знаниями и с их семантической моделью в динамике. За счет версионности и межверсионной связанности, появляется дополнительная возможность отслеживать как меняются сами знания и как меняется представление об их структуре и связанности.

Анализируя различные аспекты развития информационных систем управления знаниями, особенно созданных в логике цифровых платформ, можно выделить ряд традиционных объектов, видов деятельности, явлений и процессов, которые проходят определенную цифровую трансформацию. Т.е. они преобразуются из привычных форм и форматов в цифровые аналоги, становясь частью знаний и функционала внутри KMS (Knowledge Management System) или KSP (Knowledge-Services Platform). Например, наблюдаются следующие изменения в связи с переходом к KMS/KSP в части управления знаниями:

  • Стандарты, регламенты и инструктажи трансформируются в часть структурированных знаний и в автоматизированные процессы обязательного (первичного и повторного) ознакомления с ними, в том числе с включающие подпроцессы доставки уведомлений в случае изменения или выхода новых версий соответствующих статей знаний.
  • Консалтинг трансформируется в набор кейсов, вопросов и ответов, шаблонов, материалов для самостоятельного изучения, опросов и тестов, базы контактов для онлайн-консалтинга, которые позволяют самостоятельно изучить зафиксированный опыт по решению тех или иных комплексных задач и получить дистанционную квалифицированную помощь эксперта.
  • Экспертная поддержка трансформируется в набор научных, аналитических статей и формализованных моделей, представляющих авторскую точку зрения и личный профессиональный опыт.
  • Учебные пособия и методические рекомендации трансформируются в часть структурированных знаний с навигацией и рекомендациями по наилучшей персональной траектории освоения как сложных концептуальных знаний, так и получения простых подсказок по выполнению конкретных операций.
  • Маркетинговые исследования трансформируются в связанный последовательный набор информации и исходных данных, выводов и гипотез проверенных или требующих проверки в привязке к целевым сегментам и рынкам.
  • Конференции трансформируются в структурированные знания, содержащие материалы экспертов, их обсуждения и результаты совместной работы над исходными данными, гипотезами, выводами и заключениями, включая итоги анкетирования разных категорий целевой аудитории, взаимное оценивание и рецензирование.
  • Служба поддержки трансформируется в расширенную связанную базу вопросов и ответов клиентов, описанных и разобранных инцидентов, в расширенные нелинейные правила и регламенты предоставления сервисов.
  • Аналитические отчеты трансформируются в часть структурированного знания, сопровождаемого расширенным тезаурусом, ссылками на источники и исходные данные, включенными медиа-материалами и рекомендациями дополнительных источников для детального ознакомления с той или иной проблематикой.

Автор: Владислав Тюрин, эксперт по цифровой трансформации.