Найти тему
еще одну серию

Так уж устроена смерть (рецензия на дораму «Игра смерти»)

Оглавление

Дорама, которую ждали многие, к которой то и дело подогревали интерес, публикуя кадры и тизеры. Прежде всего, такой уровень ожидания был связан со звездным кастом – здесь не было ни одного актера, которого бы не знал бывалый дорамщик: Со Ин Гук, Пак Со Дам, Го Юн Джон, Ли До Хен, Ли Джэ Ук, Ким Джэ Ук, Чан Сын Джо и т. д., за плечами которых ряд популярных и любимых зрителями проектов.

При этом даже целая галерея топовых актеров не сможет вытянуть на верхние строчки рейтингов проект без потенциала (из недавнего, вспомнить только «Существо Кенсона», «Сбежавшую семерку»). Чего не скажешь об «Игре смерти» – дораме не только эффектной и неожиданной на поворотах, но и с посланием, с предложением зрителю поразмышлять о важном.

О чем?

-3

И Джэ был перспективным, юным и умным, но одно случайное обстоятельство заставило его многие годы быть неудачником. Он отпускает девушку, которую любит, его выставляют на улицу за неоплату съемного жилья, ему отказывают в работе. От безысходности И Джэ решает умереть, после чего оказывается в мире, где свою игру ведет уже Смерть.

О сюжете и его динамике

Вначале возникает мысль о том, что тебе подсовывают очередную искусственную историю о том, как надо жизнь любить. Со всеми сопутствующими наставлениями и пафосным морализаторством.

-4

Ближе к середине просмотра ты даже особо не задумываешься об этом и полностью погружаешься в сюжет со всей его динамикой и игровым началом, все думая, а выкрутится ли И Джэ на этот раз.

-5

В итоге же вышло так, что создатели дорамы ловко смещали фокус на экшн и психо-эмоциональное состояние героя во всех его обличиях, чтобы в финале ударить тебя обухом по голове, напомнив о том, что это все же урок, преподнесенный смертью, а не игра на выживание. Урок, который не прогуляешь.

-6

Об идее

Говорят, что посеешь, то и пожнешь. Говорят, чтобы ты относился к другим сообразно желаемому отношению к себе с их стороны. И все то время, пока ты думал, что наказание И Джэ в мучительной боли, испытываемой им в момент каждой из смертей, ты даже забывал о том, что смерть в этот момент сочиняла свой громогласный и раздающийся в ушах даже после просмотра финальный аккорд.

-7

Это выверенная и отточенная история, акценты в которой на протяжении всех серий расставлены идеально ровно, точь-в-точь, как само повествование того и требовало. Мало того, концепция выстроена так, что с трудом найдешь в ней брешь. Тот случай, когда резкий сюжетный поворот впаян в историю не ради самого себя и играет не только на эффектность, чтобы банально не дать зрителю уснуть, а по большей части именно на идею, попадая при этом в обе цели.

-8

Наказание только формально заключается в веренице завершений бытия героя. Наказание в сущности в том, что у И Джэ всякий раз возникали желания, надежда на финансовое благополучие, на новую жизнь, на вновь обретенную любовь, на жизнь без болезненных воспоминаний – и всякий раз его цели оказывались несбыточными перед лицом смерти.

-9

Самое болезненное здесь и в том, как показана неизбирательность смерти. Люди в мире «И Джэ скоро умрет» умирают не потому, что они плохи или хороши, бедны или богаты, а просто так, обнажая несправедливость, от которой коробит, не сказочный сюжет о торжестве добра над злом, а законы самой жизни, в которой младенец может погибнуть от рук родителей, в которой мужчина споткнулся на лестнице – и скончался от кровоизлияния в мозг, в которой хорошая девушка оказывается задавленной психопатом просто потому, что ей столько было отведено. Человек здесь бессилен и одинок перед смертью.

-10

Об эволюции героя

В самую точку бьет и то, что кульминацией наказания героя становится именно жизнь, продолжительная, но в боли и сожалениях. Жизнь как искупление, а смерть не как вызов, а как закономерный ход вещей всего, что неумолимо, пусть и с разной скоростью, движется к своему завершению.

Если в начале о нем можно было сказать «ничему смерть не учит», то к финалу мы видим, что И Джэ проходит долгий путь от бунта до смирения. И это не кажется искусственным или надуманным.

Об отсылках

Притчевость и мизансцена тет-а-тет со Смертью роднит дораму с нетленкой Бергмана «Седьмая печать». История заблудившейся души, которую проводят по галерее человеческих судеб, сближает «Игру смерти» с «Божественной комедией» Данте Алигьери. А там и до «Фауста» рукой подать. В любом случае дорама потому и способна войти в число знаковых, что эти сближения с классикой происходят не на сюжетном уровне, а на фундаментальном – идейном, в области вечных проблем и вопросов, которые всегда волновали и будут волновать человечество.

-12

Вместо итога

В самом начале трансляции дорамы вы могли столкнуться с тем мнением, что нужно было показывать не очередную историю о парне в беде при всех условиях для нормальной жизни, а о человеке, который действительно живет вопреки – вопреки боли утраты, вопреки одиночеству, вопреки недомоганию – несмотря на физический и психологический дискомфорт, преодолевая все. И... между прочим... дорама оказалась как раз об этом.

-13

___

Если нравятся мои статьи и рецензии, не забудь подписаться и поставить палец вверх, «еще одну серию» – канал, который зажжет дорамную площадку.

-14