Найти в Дзене
ART.BRODSKY

Суриков В.И. "Боярыня Морозова"

История одной картины с ABschool!

В.И.Суриков "БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА" (ГТГ), приобретено Павлом Михайловичем Третьяковым у автора! 1887!
В.И.Суриков "БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА" (ГТГ), приобретено Павлом Михайловичем Третьяковым у автора! 1887!

Василий Иванович Суриков...Какие ассоциации у нас возникают с этим именем?

- Степан Разин, Суворов или тот самый жест Боярыни Морозовой?

Что первое Вы вспоминаете?

Сегодня хочется поведать о самой известной картине художника.

Да! Именно поэтому мы собрали историографию из разных музеев, сконцентрировав самое главное - об одной из самых главных картин русской истории живописи.

ЛИЧНОСТЬ БОЯРЫНИ МОРОЗОВОЙ.

Боярыня Морозова - это сподвижница протопопа Аввакума.

Феодосия Прокофьевна Морозова почитается старообрядцами как святая.

За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царём Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имений, а затем сослана в Боровск и помещена в земляную яму, в которой по приказу царя уморена голодом.

Эти события происходили в 1681 году.

Согласно одному преданию, когда сани с боярыней поравнялись с Чудовым монастырем, она простерла правую руку «и ясно изъобразивши сложение перст, высоце вознося, крестом ся часто ограждаше, чепию (цепью. – Прим. ред.) же такожде часто звяцаше». Считается, что именно этот момент и отражен художником на картине.

Чудов Монастырь основан 21 ноября 1365 года митрополитом Алексием. Ныне разрушен.
В это монастыре крестили царских детей: сыновей и дочь Ивана Грозного, будущего царя Алескея Михайловича, Петра |.
Чудов Монастырь основан 21 ноября 1365 года митрополитом Алексием. Ныне разрушен. В это монастыре крестили царских детей: сыновей и дочь Ивана Грозного, будущего царя Алескея Михайловича, Петра |.

ЧТО СПОДВИГЛО ХУДОЖНИКА ПИСАТЬ ИМЕННО ЭТОТ СЮЖЕТ?

Картина создавалась в период наивысшего расцвета творческих сил Василия Ивановича Сурикова. Его интерес к раскольническому движению вполне объясним: детство художник провел в Сибири, где было много старообрядцев. Крестная мать познакомила будущего живописца с рукописной «Повестью о боярыне Морозовой», и трагическая судьба мученицы запала ему в душу. Сюжетный замысел произведения возник у автора при виде вороны, бьющейся на снегу. Действительно, черная треугольная фигура в санях чем-то похожа на подбитую птицу. Живописец долго не мог найти подходящий типаж – уже были готовы все второстепенные персонажи, улица, дома, церкви, сани, колея, не хватало только главной героини. Наконец Сурикову повезло встретить у Рогожского кладбища старообрядку с «тем самым» лицом. Портретный этюд был создан за два часа.

Фрагмент текста из книги Виктора Никольского (1918 год).
Фрагмент текста из книги Виктора Никольского (1918 год).

"Боярыня Морозова" на выставке в корпусе Бенуа.
"Боярыня Морозова" на выставке в корпусе Бенуа.
Эскиз к культовой картине.
Эскиз к культовой картине.

ВОРОНА!

В мифологии и истории искусств ворона имеет различные семантические оттенки. Вороны ассоциируются с пророчествами и гаданиями.

Ворона - это символ жизни и смерти, света и тьмы.

В нашем сознании, ворона - это, зачастую, только символика смерти.

Почему же?

Возможно, это из-за ворон-падальщиков, питающихся мёртвыми животными, возможно, это ассоциация возникает из-за характера внешнего вида птицы: острый клюв, иссиня-чёрное оперение.

В образе Боярыни Морозовой все эти семантические смыслы слились воедино: тут и религиозная смена (реформа Патриарха Никона), и смерть старообрядчества, стойкая уверенность идти до конца, быть верным тому, что определяло твою жизнь.

В этом можно увидеть и огромную духовную силу, и стойкость своего выбора в свою безукоризненную веру. Можно в этом увидеть и символ Перерождения, если философски подойти к данному вопросу.

Драматизм, неоднозночаность, судьбоностность - это всё проходит через произведение красной линией.

Тут ещё важно сказать: что Суриков писал именно "ворону на белом снегу" - эта деталь придаёт отдельный семантический смысл.

«На снегу писать — все иное получается, — говорил Суриков. — Вон пишут на снегу силуэтами. А на снегу все пропитано светом. Все в рефлексах лиловых и розовых, вон как одежда боярыни Морозовой — верхняя, черная; и рубаха в толпе…»

Виктор Никольский писал о Василии Сурикове так:

Самый неопытный, непосредственный зритель, придя в суриковский зал в Третьяковской галереи, чтобы взглянуть последовательно на "Утро стрелецкой казни", на "Меньшикова в Берёзове" и потом на "Боярыню Морозову" - инстинткивно поймёт, что между двумя первыми картинами и последнею что-то серьёзное произошло в самом художнике. Он ничем своим не поступился, остался таким же коренным русским художником, каким показал себя в первой же картине, но в его языке появились новые слова и обороты, его речи на прежние темы зазвучали как-то по-новому, с какою-то неслыханною раньше мощью и верой (1918 г.).

О ЧЁМ ВАЖНО СКАЗАТЬ ЕЩЁ?

На этом полотне изображена княгиня Евдокия Урусова. Родная сестра Феодосии Морозовой под ее влиянием тоже примкнула к раскольникам и в итоге разделила участь Феодосии в Боровском остроге.
На этом полотне изображена княгиня Евдокия Урусова. Родная сестра Феодосии Морозовой под ее влиянием тоже примкнула к раскольникам и в итоге разделила участь Феодосии в Боровском остроге.
Эти интересные типажи Василий Суриков нашёл в старообрядческой общине на Преображенском кладбище.
Эти интересные типажи Василий Суриков нашёл в старообрядческой общине на Преображенском кладбище.
История о Посохе: „Бабушка! Бабушка! Дай посох!“ А она и посох-то бросила — думала, разбойник я".
История о Посохе: „Бабушка! Бабушка! Дай посох!“ А она и посох-то бросила — думала, разбойник я".

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш телеграм-канал: https://t.me/artbrodsky

ПРОЕКТ "РАЗГОВОРЫ ОБ ИСКУССТВЕ": https://t.me/+rGlsB1lGIx5mZTQy