История одной картины с ABschool!
Василий Иванович Суриков...Какие ассоциации у нас возникают с этим именем?
- Степан Разин, Суворов или тот самый жест Боярыни Морозовой?
Что первое Вы вспоминаете?
Сегодня хочется поведать о самой известной картине художника.
Да! Именно поэтому мы собрали историографию из разных музеев, сконцентрировав самое главное - об одной из самых главных картин русской истории живописи.
ЛИЧНОСТЬ БОЯРЫНИ МОРОЗОВОЙ.
Боярыня Морозова - это сподвижница протопопа Аввакума.
Феодосия Прокофьевна Морозова почитается старообрядцами как святая.
За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царём Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имений, а затем сослана в Боровск и помещена в земляную яму, в которой по приказу царя уморена голодом.
Эти события происходили в 1681 году.
Согласно одному преданию, когда сани с боярыней поравнялись с Чудовым монастырем, она простерла правую руку «и ясно изъобразивши сложение перст, высоце вознося, крестом ся часто ограждаше, чепию (цепью. – Прим. ред.) же такожде часто звяцаше». Считается, что именно этот момент и отражен художником на картине.
ЧТО СПОДВИГЛО ХУДОЖНИКА ПИСАТЬ ИМЕННО ЭТОТ СЮЖЕТ?
Картина создавалась в период наивысшего расцвета творческих сил Василия Ивановича Сурикова. Его интерес к раскольническому движению вполне объясним: детство художник провел в Сибири, где было много старообрядцев. Крестная мать познакомила будущего живописца с рукописной «Повестью о боярыне Морозовой», и трагическая судьба мученицы запала ему в душу. Сюжетный замысел произведения возник у автора при виде вороны, бьющейся на снегу. Действительно, черная треугольная фигура в санях чем-то похожа на подбитую птицу. Живописец долго не мог найти подходящий типаж – уже были готовы все второстепенные персонажи, улица, дома, церкви, сани, колея, не хватало только главной героини. Наконец Сурикову повезло встретить у Рогожского кладбища старообрядку с «тем самым» лицом. Портретный этюд был создан за два часа.
ВОРОНА!
В мифологии и истории искусств ворона имеет различные семантические оттенки. Вороны ассоциируются с пророчествами и гаданиями.
Ворона - это символ жизни и смерти, света и тьмы.
В нашем сознании, ворона - это, зачастую, только символика смерти.
Почему же?
Возможно, это из-за ворон-падальщиков, питающихся мёртвыми животными, возможно, это ассоциация возникает из-за характера внешнего вида птицы: острый клюв, иссиня-чёрное оперение.
В образе Боярыни Морозовой все эти семантические смыслы слились воедино: тут и религиозная смена (реформа Патриарха Никона), и смерть старообрядчества, стойкая уверенность идти до конца, быть верным тому, что определяло твою жизнь.
В этом можно увидеть и огромную духовную силу, и стойкость своего выбора в свою безукоризненную веру. Можно в этом увидеть и символ Перерождения, если философски подойти к данному вопросу.
Драматизм, неоднозночаность, судьбоностность - это всё проходит через произведение красной линией.
Тут ещё важно сказать: что Суриков писал именно "ворону на белом снегу" - эта деталь придаёт отдельный семантический смысл.
«На снегу писать — все иное получается, — говорил Суриков. — Вон пишут на снегу силуэтами. А на снегу все пропитано светом. Все в рефлексах лиловых и розовых, вон как одежда боярыни Морозовой — верхняя, черная; и рубаха в толпе…»
Виктор Никольский писал о Василии Сурикове так:
Самый неопытный, непосредственный зритель, придя в суриковский зал в Третьяковской галереи, чтобы взглянуть последовательно на "Утро стрелецкой казни", на "Меньшикова в Берёзове" и потом на "Боярыню Морозову" - инстинткивно поймёт, что между двумя первыми картинами и последнею что-то серьёзное произошло в самом художнике. Он ничем своим не поступился, остался таким же коренным русским художником, каким показал себя в первой же картине, но в его языке появились новые слова и обороты, его речи на прежние темы зазвучали как-то по-новому, с какою-то неслыханною раньше мощью и верой (1918 г.).
О ЧЁМ ВАЖНО СКАЗАТЬ ЕЩЁ?
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш телеграм-канал: https://t.me/artbrodsky
ПРОЕКТ "РАЗГОВОРЫ ОБ ИСКУССТВЕ": https://t.me/+rGlsB1lGIx5mZTQy