Вероятно, самое неординарное место на сети РЖД - ветка Чусовская - Соликамск. Известность линия получила в конце нулевых, когда под землю здесь провалилась целая ЖД станция. Да не какая-то, а одна из крупнейших в регионе - Березники! Масштабы катастрофы оказались настолько велики, что восстановить станцию так и не получилось. В результате на карте стальных магистралей появились два новых "тупика" и 50-километровый обход, являющийся, как это не иронично звучит, едва ли не самым масштабным реализованным в РФ железнодорожным проектом за последние 30 лет.
В данной публикации общая информация и поездка автора на место событий.
Железные дороги на Урале начали появляться очень давно. Конкретно ветка к городку Усолье [Строгановское] протянулась в 1878. Тогда же появилась станция Березники. Прежние названия: Веретье, Усольская.
В 20-е годы линия продлевается в соседний Соликамск. В 30-е даже началась электрификация, что сделало линию одной из первых электрифицированных в РСФСР.
Во второй половине 20 века район становится крупнейшим в Союзе центром химической промышленности, а Березники - второй по величине станцией в Пермском крае. Одна из крупнейших "сортировок" Свердловской железной дороги, данная станция была транзитной для целого ряда пассажирских поездов. "Соликамск-Москва", "Соликамск-Свердловск", "Соликамск-Казань", два поезда "Соликамск-Пермь", десяток электричек, плюс множество грузовых поездов ежесуточно формировались и курсировали по этой дороге. Предел для однопутки!
Всё изменилось в 2006 году. Движение через станцию Березники было приостановлено из-за опасной близости железнодорожных путей к месту провала грунта.
Дело в том, что сама станция и добрая половина города расположены над шахтами Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей.
Начиная с нулевых в городе происходят проседания грунта и техногенные землетрясения. Официальная причина - близкое расположение пустот к поверхности земли. Но злые языки поговаривают о нарушениях по эксплуатации (консервации) шахт. Якобы «Уралкалий», крупнейшая в мире компания по добыче и производству калийных удобрений, выручка которой за 2020 году составила 2,15 млрд $ экономит на всём, что только можно.
Так или иначе, город , железная дорога и станция Березники начали проваливаться под землю.
Сначала это были просадки грунта, благодаря которым лишь замедлялось движение поездов и требовались дополнительные средства и силы на содержание инфраструктуры.
Далее повалилась опора контактной сети. Участок был на время обесточен. Позже ЖД стала вовсе уходить под землю в прямом смысле. События развивались настолько плохо, что пришлось прекратить движение и строить обходной путь.
Так как "друзья Путина" теряли прибыль от простоя составов с калием, РЖД подгоняли по полной.
В январе 2007 был построен первый обход длиной километр. Движение восстановилось, но воронка разрасталась и всем было очевидно, что обход временный.
Сразу же началось проектирование нового 6-километрового участка, который по мнению учёных, обойдёт опасный район. Он открылся к концу 2007, неоднократно перестраивался и переносился из-за всё увеличивающейся "дыры".
Затраты РЖД составили около 500 000 000 рублей.
Через год стало понятно, что в расчётах произошла ошибка и надо опять всё переделывать!
Решение вышло кардинальное - финальный обход должен был пройти далеко за пределами шахтных полей, выходило больше 50 километров, но, главное, Уралкалий теперь мог не волноваться о сохранности своих грузов и понижении прибыли.
Несмотря на сложную предгорную местность, строили стахановскими темпами. Основным подрядчиком стало ОАО «Бамстроймеханизация».
По словам работников трудности соответствовали "бамовским стандартам": одно искусственное сооружение на один километр дороги.
В 2010 году движение в Соликамск и Березники было возобновлено.
Объём инвестиций в строительство нового железнодорожного участка в 2008 году составил 3 млрд руб., в 2009 году – 8,2 млрд руб., из которых 6 млрд руб. выделены ОАО «РЖД» из федерального бюджета с внесением в уставный капитал и 2,2 млрд руб. составляют собственные средства ОАО «РЖД».
Участок Яйва – Соликамск был построен в рекордно короткие сроки – на десять месяцев раньше даты, указанной в плане.
(Гудок. Выпуск: 12.01.2010)
53-километровая однопутка с 4-мя новыми станциями и разъездами имеет пропускную способность около 20 пар поездов.
Старая линия обрывается по станции Калийная с юга и по станции Березники с севера.
Пассажирские поезда на момент аварии были долгое время либо отменены, либо укорочены по никому не нужной Калийной в недрах промзоны. Но вернуть в Соликамск, после возобновления безопасного движения их "забыли", кроме Екб - Соликамск 3 раза в неделю.
Четыре вопроса по строительству от автора:
- Почему нельзя было построить поближе, используя уже имеющейся тупик до станции Заполье-Уральское?
- Почему в финансировании проекта, обошедшегося бюджету в 11 миллиардов, не участвовал «Уралкалий», косвенный виновник случившегося?
- Почему эти смехотворные 50 километров самое больше (на третьем месте) из того что построили при РЖД?
- Почему не вернули до Соликамска пассажирские поезда?
История на этом не закончилась. Станция Березники продолжала действовать, несмотря на то, что провалы всё разрастались. Попадание туда теперь возможно только с севера.
25 ноября 2010 года произошёл новый провал грунта, причём вместе с вагонами!
В результате чего постепенно станция уменьшилась на 40%, что сильно усложнило работу и привело к росту времени на формирование и расформирование составов.
В РЖД предприняли попытки засыпать котёл площадью 9625 м², для чего извели более 1 млн тонн песчано-гравийной смеси, однако ничего путного из этого не вышло, из-за продолжающихся оседаний к восстановлению станции так и не приступили.
В 2012 году специалистами было выдано заключение о невозможности восстановления станции в прежних границах. Также в сентябре 2012 года снова произошел провал, и часть действующей инфраструктуры станции оказалась в его опасной зоне.
Сейчас посередине станции расположено всё разрастающееся озеро. Рассматривается вопрос о её переносе.
Поездка автора по новой линии в Соликамск и в Березники. Впечатление от места.
1. В Соликамск по железной дороге (если речь идёт о пассажирском движении) теперь можно попасть только 2-3 раза в неделю.
Маршрут на первый взгляд странный: Екатеринбург - Соликамск через Гороблагодатскую. В пути более 15 часов, хотя есть два более востребованных и актуальных направления, через Кын и Лысьву и через Пермь. Скорее всего, цель поезда захватить именно пересекающую Урал горнозаводскую ветку.
2. Будучи единственным пассажиром, сажусь в ночи в короткий поезд на станции Тёплая Гора, где даже касса не работает. Пришлось стучать, чтобы открыли дверь в вагон.
Вокзал открыт и сохраняет дух старины.
Перед этим со стороны Чусовской пришла электричка с маршрутным указателем "Пашия". В расписании её не было. Т.е. 60 километров она мчит как загонка. Будет здесь ночевать (?). Проезд бесплатный, пользуйтесь.
3. Комфортный сон в новеньком пустом купейном вагоне. С удивлением воспринимаю постоянную критику РЖД насчёт пассажирских поездов. Подавляющее большинство их в отличном состоянии. Много где даже душ имеется. Есть за что платить, короче.
4. Утром поезд проходит через полузаброшенные города и посёлки знаменитого Кизеловского угольного бассейна, около 2\3 населения покинуло эти места начиная с конца 20 века. Виды на станциях постапокалиптичные.
А так - сплошной лес за окном. Из окна пассажирского поезда не оценить все просторы Урала.
Как пример окрестности станции Тёплая Гора не из окна поезда:
После станции Яйва 100 лет у всех поездов следующая была Березники, но теперь сразу Соликамск. Да и поездов то здесь, считай, не осталось. Только этот 2-3 раза в неделю.
Про обход нечего сказать - обычный лес, только полоса отвода ещё не так заросла. А станции и разъезды построены в лучших традициях РЖД - вместо вокзалов - унылые металлические будки пепельного цвета.
5. Вот и тупиковый Соликамск. Старинный промышленный центр Среднего Урала.
Кроме того, Соликамск известен как один из узлов исправительной системы РФ. "Белый Лебедь" - знаменитая колония для пожизненно осужденных и ещё несколько "зон" в окрестностях. А к нашим 4 вагонам подцеплен ещё и вагон-зак, который ожидают сотрудники ФСИН и цепные злобные псы.
6. Пассажиров до Соликамска доехало крайне мало. В моём вагоне была только пожилая пара. А всех остальных можно увидеть на платформе.
Т.е. заключённые - основной контингент поезда! Такое ощущение, что его оставили, чтоб было к чему вагон-зак цеплять...
7. 100-летний вокзал нестандартной архитектуры изуродован серым.
8. Осматриваю город. Неожиданно очень красивый и интересный, с множеством архитектурных достопримечательностей и памятников культуры. Приятная находка, которая бы отлично смотрелась в "золотом кольце". Хотелось бы сделать отдельный обзор.
9. В Березники.
Весьма прозаично и скучно. Фото с дронов, использовавшиеся в первой половине публикации, куда эффектней.
Разительный контраст с Соликамском. Город обшарпанный, везде стоят заборы, огораживающие провалы. Вокзал заколочен. Неиспользуемые пути станции давно разобраны и заросли, фотографировать нечего.
10. 45% жителей покинуло Березники. Много заброшек. При этом, строится новый квартал, чтобы расселить аварийное жильё, оказавшееся в зоне техногенной катастрофы.
Кроме того, работает троллейбус! Для депрессивного моногорода в 100 000 населения, это необычно.
11. Автостопом в сторону Кудымкара в рамках изучения проекта Белкомур.
Да, Соликамск не планировался оставаться тупиком. Белкомур - это так и не построенная магистраль, которая должна была связать Белое море с Уралом. Сейчас Белкомур - сеть разрозненных тупиковых малодеятельных или заброшенных линий и несколько недостроенных участков. Проект Белкомур, после удачного освоения средств был официально закрыт в 2023 году.
Продолжение повествования предполагается.
Другие публикации по теме в рубрике Железнодорожье.