Найти тему
Другой путь

Взяли в кабину поезда на БАМе, внутрь тепловоза. Как проехать в локомотиве РЖД?

В этом цикле Безымянный и Другой едут по БАМу на непассажирских поездах.

Чем привлекает подобное путешествие? Едешь неведомо куда, отдавшись на откуп Небу, только лишь выбрав направление. Ты не знаешь чего готовит день грядущий, какие пейзажи предстанут твоему взору, где окажешься в следующий час и какие события испытаешь на своей шкуре.

И это очень хорошо. Путешественник видит то, что видит; турист - то, что он хочет увидеть.

Оранжевый - текущая глава, зелёный - прошлые.
Оранжевый - текущая глава, зелёный - прошлые.

Особенно сказанное касается такого потаённого места, как БАМ.

Есть вероятность на сутки другие зависнуть в дебрях Дуссе-Алиня, но и, напротив, можешь мгновенно уехать, только зайдя на станцию, словно ты пришёл на электричку, ожидающуюся по расписанию.

В двух словах: жизнь - это то, что происходит с тобой, когда у тебя другие планы.

-2

Глава 2.2 - НЕ ТОВАРНЯКАМИ ЕДИНЫМИ

Нельзя просто так взять и проехать БАМ. По крайней мере, в светлое время. На востоке магистрали то ли стройка, то ли большой ремонт, а рабочие - не совы, и если хочешь ехать, то едь ночью. Мы столкнулись с отсутствием дневных поездов на плече Постышево - Новый Ургал. Пришлось сильно изгаляться, ещё более раздувая и без того запутанную парадигму пути.

Одновагонный поезд с людьми и инвентарём провёз нас километров на 200 до затерянного в горах Дуссе-Алинь Сулука, на станции которого собирали локальный состав из нескольких десятков платформ с лесом, а значит есть шанс уехать. Чего чего, а ждать мы были готовы.

-3

- По-любому их должны сегодня забрать! Вон даже магистральный лок стоит, правда "холодный".

И, действительно, скоро началась "движуха". На станцию заполз короткий хозяйственный поезд с той же стороны откуда мы приехали. Первая мысль - залезть в крытый вагон с инвентарём.

Внутри неожиданно столкнулся с двумя "чумазиками", похожими на героев из пепелаца с планеты Плюк. Говорят, что дальше поезд не едет (гравицапы нет).

И правда, красный, квадратный как кирпич, локомотив отцепляется, состав накатывают на башмаки. Кажется, ТЭшка готова уехать порожняком!

- Бежим скорее к тепловозу!

Стук камня о корпус, чтобы привлечь внимание.

- ???

- Можно с вами до Ургала? - перекрикивает шум "дизеля" Другой.

- Кто такие?

- Да путешествуем вот...

- А как сюда попали? ... впрочем всё равно, поднимайтесь в заднюю кабину.

-4

- Снимать можно?

- Конечно, что хотите снимайте, выкладывайте. Через минут 40 поедем, в переднюю кабину можете прийти.

К сожалению, локомотиву не суждено было отправиться одному, сначала мы подцепили "холодную десятку [тепловоз 2ТЭ10]", потом с десяток вагонов с лесом. И, наконец, отправились.

-5

Как проехать простому человеку в локомотиве? Да ничего такого. Просто спрашиваешь и едешь.

Автор никак не связан и не был связан со структурами РЖД, не имеет никаких удостоверений, не обладает даром убеждения и красноречия, но не раз проворачивал подобные "эксперименты".

Более того, я очень не люблю, если не сказать "ненавижу", спрашивать и вообще лишний раз по своей инициативе контактировать с людьми и делаю это в редчайших случаях. К счастью, с мной мой дорогой друг Другой, с которым сейчас можно разделить эту ношу.

Другой.
Другой.

Да, конечно, могут и не взять. По идее, это запрещено инструкциями и "левый" человек способен доставить неприятности. Но в РЖД нехватка и большая текучка кадров, людьми, как ни странно, дорожат особенно на ДВЖД, наказывать вряд ли будут, а в целом, машинисты, по моему мнению, в среднем более добрые, отзывчивые и адекватные, потому ездим.

Шанс повышен на линиях в глухоманях и без пассажирского движения, как БАМ, но и из условной Вековки в задней кабине можно уехать.

На частных "железках" шансы вообще максимальны.

Причём бывает и так, что берут вообще без вопросов. Хах. Даже словом не перемолвишься, кроме условных "привет, до свидания, спасибо".

Пишу эти строки исходя из собственного опыта путешествий до 2022 года. Автор более не путешествует.
И ещё наверное решает то, что я выгляжу как заправский бродяга (но не бомж), такой вот козырь.

И хотя в поездке в локомотиве нет особо ничего интересного, я намерен описать конкретно данные 120 километров, что нам предстояло сделать, пересекая хребет Дуссе-Алинь.

-7

1. Протяжный гудок, поехали.

Как и всюду на БАМе, сразу за станцией снова сомкнулась стена леса, далёкие ещё час назад горы, приближаются всё ближе и ближе. Похоже, без тоннеля не обойтись.

-8

2. Как думаете, какая самая распространённая надпись в локомотиве РЖД? Она может быть продублирована по всему тепловозу несколько раз!

Видимо, большой опыт говорит об её актуальности, пишите в комментариях мнение.

-9

3. Дизельное помещение.

Кто не в курсе, тепловоз в России в 99,9% случаев - это этакая передвижная электростанция. Максимально примитивно: дизельный двигатель работает на питание генератора, который, в свою очередь, приводит в движение тяговые электродвигатели.

-10

4. Внутри очень жарко. Когда я оказываюсь в подобном помещении, то ненароком вспоминаю свою любимую работу на одном химическом предприятии, куда я случайно попал после университета. Горячий цех, ностальгия, все дела. Жара - моя стихия.

Потом завод закрылся и я стал бродягой.

-11

5. Движемся порой очень медленно. БАМ реально напоминает здесь малодеятельную запущенную однопутку на деревянных шпалах. Дефекты видны невооружённым глазом. У машиниста - полуметровая бумага, с предупреждениями по ограничению скорости на определённых участках.

-12

6. Виды за окном совсем нельзя назвать умопомрачительными, горы вокруг хотя и под 2 км, выглядят как низкие холмы центральной России на нашей малой родине.

Называется это Хингано-Буреинское нагорье, а предстоит нам пересечь главный хребет Дуссе-Алинь, что в переводе с эвенкийского (местное коренное население) означает «Белая гора».

-13

7. Скорости не способствует сильный подъём и наличие множество кривых малого радиуса, если знать такие места, на поезд можно запрыгнуть прямо на перегоне!

Думаю, этим пользуются рыбаки и охотники.

-14

8. Хотя и горы в окошке скучнее скучного, на Дуссе-Алине можно найти замечательные локации.

Например, озеро Медвежье, на 100 километров севернее Джамку. Как минимум два дня пути пешком. Никто из нас там никогда не окажется.

Фото - fetravels
Фото - fetravels

10. Понуро, когда врождённое чувство эстетики недостаточно удовлетворено)

-16

11. Ещё шумно очень, но это благородный шум. Не устаёт голова. Неблагородный - шум толпы или условного "телевизора".

-17

Большинство локомотив на востоке БАМа работают едва ли не с начала эксплуатации магистрали, многие ещё даже не прошли капитального ремонта!

-18

12. Разъезд Дуссе-Алинь - "Дюссельдорф". Максимально снижаем скорость. Пути снова смыкаются.

Впереди Дуссе-Алиньский тоннель, уходящий в гору на два километра. Малоизвестный факт, его построили в 1938-53 гг., а потом просто забросили, так как проект БАМ был признан неактуальным. Удивляет российская бесхозяйственность, что сейчас, что тогда.

Когда к идее БАМа вернулись, в 1975-76 тоннель полтора года, нет, не достраивали, просто чистили ото льда!

Дуссе-Алинский тоннель давно признан аварийным и слишком узким, по последним данным идут работы по вводу в эксплуатацию нового тоннеля.

-19

13. Это второй тоннель на БАМе, если ехать, как мы, с востока. Первый проходит через хребет Сихотэ-Алинь.

-20

14. Разъезд Нальды. Два пути вместо стандартных трёх.

До сих пор БАМ шёл по теснине рек Амгунь и Сулук, после водораздела едем вдоль реки Солони.

-21

15. Впрочем, её почти не видать за зарослями, вплотную подступающими к путям. Высовываясь из окна есть риск получить "пощёчину".

-22

16. Единственная на 100 с лишним километров пути станция - Солони. Население 200 человек.

Парадигма станций БАМа такова, что их строили разные коллективы, некоторые хотели "выпендриться", увековечив себя в занимательных архитектурных формах.

Подробнее здесь:

-23

17. У таджиков получилось. Национальные мозаичные орнаменты времён империи Ахеменидов и соцреализма, необычное сочетание и формы. Вокзал не страдает неоправданным гигантизмом, в целом изящен. РЖД его не изуродовали. Хорошее место.

Фото: Воздух свободы.
Фото: Воздух свободы.

18. Постепенно спускаемся, оставляя Дуссе-Алинь позади. Горы снова понижаются и отдаляются, уступая место болотистым низинам, долгое созерцание которых приведёт к необратимым последствиям.

-25

19.

-26

20.

-27

21. Разъезд Чемчуко. Пропустили поезд с длинными рельсовыми плетями. Не знаю как он правильно называется, тоже наверное "хозяйственный". Будут менять уже давно "уставшие" участки, где поезда плетутся 30 км\ч.

Разъезды, в отличие от станций, на БАМе не отличаются оригинальностью. Обычно это безликая одноэтажная "будка", в которой сидит женщина.

Всё чаще вместо женщины ставят "автомат".

-28

22. Ну всё, горы кончились, а мы приближаемся к сегодняшней конечной.

-29

23. Новый Ургал, одна из крупнейших станций БАМа, имеет нестандартную конфигурацию с "кругом" большого радиуса. Грузовая станция отделена от пассажирской. Неожиданно заезжаем на неё с запада, а не с востока, проехав вокзал.

Здесь можно было и спрыгнуть, скорость позволяла, но хотелось попрощаться и сказать "спасибо" гостеприимной бригаде, потому едем лишние километры до депо, которые потом придётся пройти пешком.

-30

24. Депо Новый Ургал. В 20** году ещё есть зелёные тепловозы! Не прощаемся, ещё придём сюда.

-31

25. Да, денёк снова выдался длинный, настало время добыть еды и найти место для сна. Суета сует.

-32

26. Всё что нужно должно быть в посёлке, потому в сумерках пробираемся на двухпутную пассажирскую станцию с непропорционально большим вокзалом. Продолжение следует.

-33

Предыдущая часть: