Алапаевская железная дорога - крупнейшая магистраль колеи 750 мм (т.е. в два раза уже стандартной). Но здесь есть чего оценить не только любителям техники и транспорта. Это целый мир, как бы застывший на стыке тысячелетий. Живой музей под открытым небом.
Алапаевка реально душевное, необычное место. Нанизанные на стальную колею забытые таёжные посёлки, для многих из которых узкоколейка единственное сообщение с внешним миром. Дух старины, бескрайние лесные просторы Зауралья, живописная глухомань и всё, что мы так любим в путешествиях.
Больше почувствовать эти места мне помогла поездка в кабине локомотива грузового поезда.
Продолжение
Станция Ельничная. Перестук колёсных пар, гудок тепловоза, по стрелкам южной горловины закатывается состав чуть ли не с двадцатью гружёными хопперами.
Вот это да! Тяжёлый грузовой - последнее, что ожидаешь увидеть на увядающей железной дороге.
Кажется останавливается! Со всех ног бегу на станцию. Только бы не уехал, пока забираю оставленный у развалин рюкзак.
Машинист зашёл к дежурной справиться о рабочих делах, а выходя из вокзала был застигнут вопросом.
- Здравствуйте, а с вами можно?
- А тебе куда?
- Вообще в Берёзовку... но...
- Я по главному ходу, - отрезал старик.
- ... на ответвлении выйду.
- Ты в лесу собрался ночевать? Туда сегодня никто не поедет.
Он явно не понимал с кем имеет дело. Уже думая, как бы незаметно запрыгнуть на ходу, раскрываю железнодорожнику свою сущность, говорю, что на этот случай с собой палатка и спальник.
- Это другое дело, залазь быстрей.
Так я впервые в жизни оказался в тепловозе ТУ-7.
В кабине ехать гораздо интересней, чем в пассажирском вагоне.
Тем более у данной модели есть внешняя площадка, где можно невозбранно находиться во время движения: смотреть по сторонам на живописные пустоши, изредка переводя взгляд вниз и наблюдая как под ноги уходят две тонкие стальные нитки, едва прикреплённые к видавшим виды деревянным брусочкам. Слушать перестук колёсных пар на расхлябанных стыках. Ветер обдувает лицо, а из кабины доносится то хриплый шум радиостанции, то краткие заметки о местах, которые мы проезжаем, адресованные мне.
Сначала показалось, что машинист неприветлив и суров. Но это было обманчивое впечатление. Владимир оказался интересным и благожелательным собеседником. Работает на дороге чуть ли не пол века и поведал немало занимательных вещей по теме и не только.
Существует образ дореволюционного машиниста-паровозника, этакого культурного, мастистого труженика, который приезжал на станцию в форменном чистом кителе и в белых перчатках. Этот человек мне представился именно таким.
Смеётся, говорит что культуру производства ему привил ещё в молодости наставник. Что и говорить - старая школа.
А за бортом проплывают цветные пейзажи только начавшейся золотой осени. Их квинтэссенция - костры осин в золотом берёзовом обрамлении.
Как будто плывём, разрезая залитую солнцем красоту.
Узнаю, что поезда АУЖД не могут проследовать ключевые станции без письменного разрешения.
В условиях отсутствия связи и сигнализации - это самый эффективный способ избежать аварий. На фото ниже как раз разрешение станции Ельничная.
Значит в т.ч. благодаря существующей на АУЖД системе путевых записок, я сейчас и нахожусь в локомотиве.
Лес ненадолго расступается, и вдалеке появляются деревянные здания.
Строкинка - очередной лесной посёлок. Населённый пункт условно отрезан от автодорожной сети. Не будем же считать таковой тракторную колею, доступную разве что специальному транспорту. Он почти вымер - круглогодично здесь остаётся не более 20 человек.
В посёлке есть станция с заброшенным вокзалом, куда несколько раз в неделю приезжает ближний поезд из Ельничной и дальний (ночной) проходящий Алапаевск - Санкино.
Я думал приехать как раз на ближнем, но получилось уехать несколько быстрее.
АУЖД необычна ещё и тем, что до сих пор может пропускать тяжёлые товарняки. Автор не знает ни одной российской узкоколейки, по которой сможет на приличной скорости (выше 25 км\ч) проехать состав из двух десятков гружёных мелким щебнем вагонов.
А мы всё продолжаем пробираться через цветное безмолвие осенней поры. Сложно подобрать более благоприятную погоду для подобной поездки.
Прибываем на Чернышовку. Станция хоть и посреди ничего - одна из основных на магистрали.
Единственный узел, оставшийся на АУЖД. Отсюда отходит ответвление на восток, в изолированную Берёзовку. Когда то была и ветка на запад - в Бугры. Тот населённый пункт ликвидирован.
На станции будут производиться манёвры. Через несколько километров идёт ремонт полотна - наш груз как раз туда. Необходимо сделать некую подготовку.
Алексей считает, что мне будет интересно и предлагает доехать до ремонтируемого участка, а потом вернуться с ним в Чернышовку, и продолжить реализовывать изначальный план с добиранием до Берёзовки.
Почему бы и нет.
На станции обнаружен стрелочный привод с "большой" железной дороги.
Было очень фотогенично. Сделал с десяток эксклюзивных кадров. Надеюсь, зрители оценят.
В хвосте нашего поезда подцеплен необычный вагон. Никогда таких прежде не видел.
На Алапаевке его называют "теплушка". По аналогии с РЖД, вагон также можно назвать турным, так как есть будка с удобствами, но я бы именовал его "вагон-тормоз".
Дело в том, что хотя наш тепловоз оснащён тормозной системой, на хопперах отсутствуют тормозные устройства (шланги и прочее), а значит подключить её не к чему. В этом вагоне едет помощник и при необходимости может притормозить вручную, а также следит, чтобы тележки не сошли с рельс, всё таки пути не в самом лучшем состоянии. С локомотивом связь осуществляется при помощи радиостанции.
Как я понял, в вагоне есть ручной привод и при небольшом уклоне его можно неслабо разогнать силами одного человека. Я был сильно удивлён, когда теплушка пронеслась мимо меня на скорости, чтобы обогнать состав.
Надеюсь, правильно описал все свойства (если что, жду объяснений от знающих людей в комментариях).
На место ремонта медленно двигаемся вагонами вперёд.
Впереди показался тепловоз и кучка ремонтников.
Начинается выгрузка с помощью дозаторных устройств, сопровождающаяся всей этой рабочей суетой, которую вряд ли поймут далёкие от труда люди.
Это реально великая узкоколейка! Ни на какой УЖД России вы не увидите такого серьёзного отношения к ремонту полотна. Здорово, что удалось засвидетельствовать.
Дело сделано. Детали работы обсуждены. И, оставив ремонтную бригаду доделывать свою работу, мы скоро отправляемся в обратную дорогу.
Теперь можно двигаться побыстрее. Состав пустой, вероятность схода минимальна.
Снова Чернышовка. Короткая остановка специально для меня перед стрелкой на восточное ответвление. Тепло прощаемся, схожу на землю. Протяжный гудок и поезд, постукивая на стрелках, уезжает в сторону своего "дома" - в депо Алапаевск.
Накрывает звенящая тишина, а меня, кажется, ждёт 30-километровый пеший переход в лесную неизвестность.
Другие записи по теме в подборке железнодорожье: