Найти в Дзене
Филолог в здании

Фильм "Домовой" (2024). Где фольклор? Часть 1

Я уже говорила, мы тут посмотрели фильм “Домовой”. Спасибо одному чудесному осьминожке за компанию и выслушивание моего бухтения.
Теперь самое время бухтеть здесь!
Предупреждаю, будут спойлеры. Прямо через абзац начинаются. Потому что боязни спойлеров я не разделяю от слова совсем. Уот так уот.

Если бы фильм не рекламировали именно фольклорным-префольклорным, прям настолько славянским, насколько вообще возможно, я бы, может, и не придиралась (нет). Но тут либо крестик снимите, либо трусы наденьте :)

кадр из фильма
кадр из фильма

Бомбануло с фразы в единственной рецензии на Кинопоиске на момент написания этой статьи, мол, авторы фильма собирали реальный уникальный фольклор, а некоторые рассказы настолько уникальны, что аж даже никогда не записаны.
Ну, во-первых, ещё про 1612 авторы рассказывали, что сами впервые открыли такую штуку, как плач царевны Ксении. Не важно, что эти плачи были известны науке ещё до того, как авторы задумались о фильме. Открыть книгу с записью плача, внезапно, не означает ОТКРЫТЬ его миру.
Вот и тут. Получается, какие-то уникальные рассказы были киношниками (по какой методике собирали-то?) собраны, но при этом не записаны… Нормально там всё у вас?

Краткий сюжет: где-то у чёрта на куличках живёт бабушка с внуками Арсением и Варей. Бабушка умирает, дети отправляются в детдом, оттуда их берёт семья. У приёмных родителей Инги и Олега ранее погибла дочь Ада (Вонг, хи-хи). В доме начинаются страшилки, семья обращается к ведьме Раде, та пытается выгнать старого домового, в Варю вселяется хтонь, затем они едут в деревенский дом детей, там продолжается борьба с домовым, Рада помирает, вылезает чёрт, все умерли. Но не все.

Не лѣпо ли ны бяшетъ, братіе (и сестры), начяти старыми словесы... В общем, фильм начинается примерно эдак века с 19, судя по всему. Сразу вопрос, почему дом такой большой, добротный, но один? Я готова поверить, что конкретно эта семья только выделилась в отдельный двор, это починок и всё такое, но этот дом уже и в наше время (когда проходит основное действие фильма) всё так же один. Где остальная деревня? Могу поверить, что они, допустим, старообрядцы, которые только-только перебрались. Но в любом случае через век рядом должны были появиться ещё дома, где они?!
Но вообще-то у старообрядцев есть запрет верить в суеверия, к слову.

Итак, мы видим, как эта семья условного 19 века въезжает в дом. Почему не кошка первая? Это довольно распространённый у восточных славян ритуал при вселении в новый дом. Собственно, это своеобразная жертва домовому, либо домовой и сам является котом, это как повезёт.

Насчёт переноса в угольках – респект. Да, так можно. Точно так же, как можно перевезти домового в лапте, венике, деже для хлеба, в общем, предметом из старого хозяйства. Но не просто так, а домового с собой нужно звать. Иначе он бы на любом предмете сам переехал, вы же в любом случае что-то да перевозите с собой. Вот у нас часто любят викторианское поверье воспроизводить, мол, вампир без приглашения в дом войти не может. Так вот, домовой без приглашения не может покинуть старый дом. Арсений и Варя же не позвали домового с собой, и, по поверьям, если ты не позвал своего домового, на новом месте тебя ждут несчастья. Собственно, хоррор же можно назвать несчастьем? :)

Кстати, почему угольки в ларце деревянном хранятся? Просто интересуюсь, горшки так-то аутентичнее будут. И да, они одни и те же угли прям с 19 века так и хранили? Сомнительно как-то. Прикол же не в древности угольков, а в переносе старой вещи в новый дом.

Почему вьюшка печи сама открывается? Это предвестие смерти бабушки? Тогда почему она снова открывается сама ближе к концу фильма, когда Арсений разжигает огонь, чтобы помочь домовому?..

Бабушка цитирует Евангелие, когда умирает. Только вот в чём фича, у фразы про дом есть контекст. Это 12 глава Евангелия от Матфея:
“Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.

И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?”
И, если вспомнить одну из версий происхождения домового, то логично, что дом в борьбе Домового и Чёрта не устоял буквально 🙂

Не про фольклор, но: на какие шиши телефон Арсения куплен, откуда в их буквально единственном в округе доме интернет? Кто занимался организацией похорон бабушки? Почему на похоронах нет священника?

Почему девочка моет полы очевидно после похорон? Более распространён обычай, когда пол “к двери” моют после выноса покойника. Желательно, чтобы это был не родственник.

Ну и вернёмся к ларцу с углями. Он что, получается, всё это время в открытом состоянии стоял просто на столе? Вот прямо с 19 века так и стоял. Ладно. Ещё раз отмечу, что Варя и Арсений, хоть и “посидели на дорожку” (тут даже придраться не к чему), ларец взяли (тот самый со стола, а не выгребли немного последней золы или угольков из печи), но домового с собой не звали.

Почему? В лом было? Не знали? Если не знали, почему сработало, и домовой переехал? Ну тогда, может, авторам просто не стоило напирать в рекламах на то, что якобы они так много всего фольклорного изучили и впихнули?

Ну и закончу первую часть на прекрасном, хоть напрямую и не связанном с фольклором, моменте.
– А где учиться, чтобы заработать на такой дом? – спрашивает Арсений.
– Я училась за границей, – содержательно отвечает Инга.

-2


Ф-фух, позвольте немного отдохнуть и принести следующую часть претензий в следующий раз. Растягиваем контент, ага :)