Найти тему
Архивариус Кот

«Он не был рождён романтиком»

Иллюстрация П.М.Боклевского
Иллюстрация П.М.Боклевского

Прежде чем продолжать разговор о Базарове, нужно, я думаю, обратиться к образу его главного оппонента – Павла Петровича Кирсанова.

После выхода романа многие посчитали, что автор вознёс на пьедестал именно отцов в образе Павла Петровича, однако сам Иван Сергеевич так не считал. В уже цитированном мной письме к Случевскому он напишет о братьях Кирсановых: «Они лучшие из дворян — и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность. Представить с одной стороны взяточников, а с другой — идеального юношу — эту картинку пускай рисуют другие…» В романе мы прочитаем совершенно беспощадное «Павел Петрович помочил себе лоб одеколоном и закрыл глаза. Освещённая ярким дневным светом, его красивая, исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца... Да он и был мертвец». «Мертвец», конечно, в духовном плане, это подчеркнёт и финал романа, к которому я ещё обращусь.

А пока давайте разберёмся, почему Тургенев считает своего героя одним из лучших.

Автор подробнейше выписывает его портрет, обращая внимание на каждый штрих: «На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, жёлчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза». «Светлые, чёрные» глаза… Кто только не смеялся над этим «ляпом»! А мне представляется, что эти взаимоисключающие понятия стоят рядом не случайно: речь не о цвете глаз, это указание, что они излучают свет. Ведь дальше Тургенев продолжит: «Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов». Это в наши дни сорок пять – совсем не старость, тогда думали иначе, а вот Павел Петрович сохранил и «стремление вверх», и «светлые глаза»… Особое внимание будет уделено его руке «с длинными розовыми ногтями,.. казавшейся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом» (особенно выразителен контраст с «обнажённой красной рукой» Базарова!)

Нам будет рассказана история жизни Павла Петровича. Очень важно обратить внимание на то, что в ней не приведено ни одной даты, кроме 1848 года, когда он получит от брата приглашение пожить в деревне. Без неё мы могли бы отнести биографию Кирсанова-старшего в принципе к любому периоду восемнадцатого или девятнадцатого века, потому что он жил, руководствуясь лишь своими чувствами, а не стремлением занять место в обществе. «Блестящая карьера ожидала его», - напишет Тургенев и расскажет, как этой намечавшейся карьерой пожертвовали ради любви…

В письме А.А.Фету вскоре после выхода романа автор скажет, что в Павле Петровиче «хотел представить тип Столыпиных, Россетов и других русских ex-львов». Эти же фамилии помянуты и в письме к Случевскому. Россет – скорее всего, К.О.Россет, брат «черноокой Россети» и знакомый А.С.Пушкина. Столыпин – А.А.Столыпин («Монго»), родственник и друг М.Ю.Лермонтова. Об истории его любви к А.К.Воронцовой-Дашковой, в чём-то схожей с отношениями Павла Петровича и «княгини Р.» я писала раньше (читайте здесь и здесь)

Я не смогла найти портрет Россета, но взгляните на этот рисунок (я его уже приводила в другой статье): он был сделан Лермонтовым около 1840 года и изображает, каким мог бы стать Монго в зрелом возрасте. Похож ли на Павла Петровича? По-моему, очень!

-2

Базаров отзывается о рассказанной ему истории жизни довольно пренебрежительно: «А я всё-таки скажу, что человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, не самец». Возможно, в чём-то он и прав, как прав и Аркадий, сказавший, что его дядя «скорее сожаления достоин, чем насмешки». Однако согласитесь, что человек, способный любить до самозабвения, не может не вызвать уважения.

Но Тургенев вовсе не возвеличивает героя-аристократа. Мы замечаем и иронию в описании наряда Павла Петровича - как иначе оценить «тёмный английский сьют»? Или вот этот пассаж: «Эта феска и небрежно повязанный галстучек намекали на свободу деревенской жизни; но тугие воротнички рубашки, правда не белой, а пёстренькой, как оно и следует для утреннего туалета, с обычною неумолимостью упиралась в выбритый подбородок».

Павел Петрович будет (и вполне справедливо) упрекать Базарова в неприятии искусства. Но тут встаёт другой вопрос: а знает ли он искусство сам? Его слова «Тогда у них были — ну, там Шиллер, что ли, Гётте...» вызывают определённые сомнения – ведь автор ещё раньше нам сказал, что он «прочёл всего пять, шесть французских книг». Он ведь и над братом (а Николай Петрович «охотно читал») поиронизирует: «Брат вот им особенно благоприятствует». Просто для него искусство – такой же «принсип», как и аристократизм, и многие другие устои общества.

Подчеркнёт автор и неспособность Павла Петровича чувствовать и ценить красоту окружающего мира: «Павел Петрович дошёл до конца сада, и тоже задумался, и тоже поднял глаза к небу. Но в его прекрасных тёмных глазах не отразилось ничего, кроме света звёзд. Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щёгольски-сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа...»

Б.А.Фрейндлих в роли Павла Петровича
Б.А.Фрейндлих в роли Павла Петровича

Взаимная неприязнь его с Базаровым возникает при первой же встрече. Верный себе, Тургенев одной деталью (он гостю «руки не подал и даже положил её обратно в карман», а Базаров, не собиравшийся переодеваться к ужину, «внезапно порываясь с дивана», ушёл с Аркадием) даёт нам понять это. Выразительны и вопросы Павла Петровича – «Кто сей?», «Этот волосатый?» Эта непримиримость прослеживается в заявлении Павла Петровича «У нас ещё будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую». А объясняется всё очень просто – «Павел Петрович всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем; он подозревал, что Базаров не уважает его, что он едва ли не презирает его — его, Павла Кирсанова!» Ведь Тургенев на протяжении всего романа подчёркивает, что среди людей своего круга Кирсанов-старший на особом счету: когда он был молод, «его носили на руках… Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему»; соседи-помещики «считали его гордецом», но «уважали за его отличные, аристократические манеры»; даже в самом конце романа мы прочитаем: «Наши туристы очень за ним волочатся,.. а туземцы, с которыми он, впрочем, видится мало, чуть не благоговеют перед ним». А тут какой-то «лекарский сын»!

Столкновения Базарова с Павлом Петровичем происходят постоянно. Многократно анализировались их споры, прослеживались идеологические разногласия. Но хочу, не вникая даже в сущность спора, обратить ваше внимание на очень важный момент – авторские ремарки, сопровождающие речь героев. В отличие от, например, Л.Н.Толстого, постоянно повторяющего в диалогах слово «сказал», Тургенев находит огромное количество синонимов к нему. И каких же? Базаров лишь один раз «воскликнул», а так – «равнодушно заметил», «проговорил, лениво отхлебывая глоток чаю», «с невыразимым спокойствием повторил». Автор подчёркивать спокойствие своего героя.

А вот комментарии к словам его оппонента, показывающие, что спокойствием здесь и не пахнет: «начал Павел Петрович, и губы его задрожали», «повторил он с ожесточением», «воскликнул с внезапным порывом» и, наконец, «возопил», так как «решительно не был в состоянии крепиться долее».

И завершение спора. Павел Петрович дойдёт до прямого оскорбления: «Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты.

— Вот и изменило вам хвалёное чувство собственного достоинства, — флегматически заметил Базаров… — Спор наш зашёл слишком далеко... Кажется, лучше его прекратить».

И самые последние реплики, когда Базаров предложит найти «хоть одно постановление,.. которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания»:

«— Переберите все наши сословия да подумайте хорошенько над каждым, а мы пока с Аркадием будем...

— Надо всем глумиться, — подхватил Павел Петрович.

— Нет, лягушек резать. Пойдем, Аркадий; до свидания, господа».

Кто выходит победителем в споре? Наверное, всё же тот, кто сохраняет спокойствие…

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!

"Путеводитель" по циклу здесь

Навигатор по всему каналу здесь