Валерий Зорькин, безменный Председатель Конституционного суда в 1990–1991 годах руководил группой экспертов конституционной комиссии Съезда народных депутатов России. На V Съезде его избрали судьей Конституционного суда, и вскоре он получил пост председателя на неограниченный срок.
Надо, а может не надо
В октябре 1993-го Зорькин ушел в отставку с этой должности, но остался судьей КС. Этому предшествовал его конфликт с тогдашним президентом Борисом Ельциным во время противостояния главы государства и Верховного совета.
Ельцин в марте 1993-го приостановил действие Конституции, это решение КС под председательством Зорькина счел неконституционным, после чего ВС принял постановление о прекращении полномочий Ельцина. После обстрела Белого дома 7 октября 1993-го Зорькин покинул должность председателя под угрозой уголовного преследования по обвинению в «правовом обеспечении конституционного переворота».
1 декабря 1993 года члены Конституционного суда приостановили судейские полномочия Зорькина, обвинив его в участии в политической деятельности, но уже 25 января 1994 года его статус судьи КС был восстановлен.
В 2009 году Зорькин указал на невозможность назначения смертной казни, обосновав это тем, что "в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни.
На основании решений Конституционного суда "на часах истории России исчисляется время моратория на применение смертной казни", указал Зорькин. Мудрено сказано, а ведь смертную казнь отменил Борис Ельцин единственным своим указом и все, а сейчас, чтобы её вернуть вновь, развернулись целые дискуссии, длившиеся ни один год. И то нельзя и это не по закону, а народ чуть ли не открыто это требует.
Смертную казнь в России нельзя вернуть ни законом, ни референдумом, ни поправкой в конституцию, заявил председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин на Петербургском международном юридическом форуме.
Он считает, что было бы большой ошибкой свернуть с пути гуманизации законодательной политики, якобы плохим сигналом обществу будет сейчас отказ от моратория на смертную казнь в России, как будь то он и есть это само общество.
Дискуссия о смертной казни оживилась в связи с ситуацией о возможности применения этой меры наказания в Донецкой и Луганской республиках, где на сегодняшний день тоже ввели мораторий. В силу требований ныне действующей конституции единственно приемлемый для этого способ, это принятие новой конституции. Иным путем, ни парламентским законом, ни референдумом, ни даже поправкой к Конституции, это сделать невозможно, заключил Валерий Зорькин.
Валерий Зорькин
Кто же все-таки должен выступить здесь инициатором. Тот же Конституционный суд, высказывания председателя выше изложены, Гос. Дума, её спикер Вячеслав Володин тоже вроде высказался за применение смертной казни, тогда кто. Все вроде бы за, а от кого должно пойти начало, не понятно, я думаю, что и Президент Путин не будет возражать, когда все будут за.
Недавно в России обсудили возвращение к смертной казни, и дискуссия шла на высшем уровне. Новый Председатель Верховного суда РФ Ирина Подносова 16 апреля участвовала в заседании комитета Совета Федерации. Там ее спросила об отношении к возврату смертной казни сенатор Нарусова, она ответила, что не стала бы высказывать свое личное мнение, которое совпадает с мнением бывшего Председателя суда Лебедева. Этот вопрос связан с изменением конституции, а это полномочия сенаторов, судьи то правоприменители. Как будет решен вопрос, так мы его и будем исполнять, дипломатично ответила Подносова.
Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин
Что касается поддержки возврата смертной казни, то мнение партий в Гос. Думе, на самом деле, разделилось. "Единая Россия" заняла выжидательную позицию, открыто, не присоединяясь ни к одной из сторон.
КПРФ, ЛДПР и справороссы открыто поддерживают отмену моратория на расстрелы. «Новые люди» категорически против возврата смертной казни. В партии отмечают, что убить террористов из «Крокуса» все равно не получится, так как закон обратной силы не имеет.
Опять же об условиях возврата смертной казни еще в конце 2022 года на встрече с президентом рассказывал глава Конституционного суда Валерий Зорькин.
Смертную казнь периодически предлагают вернуть и обычно вспоминают о требовании ЕСПЧ наложить мораторий на смертную казнь. Раз мы из этого суда вышли, значит свободны в этом вопросе. Но надо понимать, что для этого придется менять саму конституцию. Чтобы изменить вторую главу, о правах человека, надо принимать новую конституцию.
Если все готовы, то флаг в руки, сказал Зорькин, Председатель Конституционного суда и напомнил, что Россия многие годы поддерживала все резолюции ООН о запрете смертной казни. Отказ от моратория «стал бы плохим сигналом обществу», то есть мотивирует множеством препятствий. А ведь Борис Ельцин одним росчерком пера отменил эту самую казнь и тут же доложил президенту Америки об этом решении. Противники смертной казни приводят свои веские аргументы, никто с этим не возражает и пусть:
Запрет на смертную казнь не увеличивает количество преступлений в стране. То есть, люди идут на нарушение закона вне зависимости от того: есть ли вероятность получить «вышак» или нет. По этой логике, отмена моратория не уменьшит количество преступлений, а тогда весь смысл теряется. Разве что государство официально получит возможность расквитаться с преступником. Всегда есть вероятность судебной ошибки. Например, за преступление маньяка Чикатило сначала расстреляли другого человека.
Бывший смертник, помилованный после введения моратория, Эдуард Иконников сказал мне, что зеков лучше отправлять на пожизненные работы – так они хотя бы пользу государству и родственникам жертв принесут.
давайте еще погодем
Но как не могут понять все эти гуманисты, что смертная казнь нужна для устрашения и должна применяться очень избирательно, только к тем, кто посягает на целостность страны, террористы и предатели, коррупционеры, которые наносят ущерб государству. Как остановить сегодня вал этой самой коррупции, где фигурируют суммы, выражаемые в миллиардах и триллионах.
Одного из последних взяточников директора Елисеевского магазина расстреляли за взятку в 50000 рублей, он боялся расстрела и был уверен, что его не будет, а дадут срок в 12-15 лет колонии, а потом отпустят по УДО, а его взяли и расстреляли, даже в машине, везя в изолятор. Сегодня страну захватила коррупция, прежде всего из чиновников, которые ничего не боятся и не оглядываясь назад воруют, кто сколько сможет унести.
То обстоятельство, что Конституционный суд принял решение, делающее невозможным применение смертной казни в России на данном историческом этапе ее развития, не исключает возможности возврата к этой мере наказания в будущем, пишет Зорькин в своей книге.
По его мнению, «пока есть умышленные убийства, вопрос о применении смертной казни не может быть полностью закрыт». «Здесь многое зависит от общей правовой ситуации в стране, от того, насколько далеко мы сможем продвинуться в деле создания того прочного, уверенного в себе правопорядка, который позволит удержать сделанную нами уступку, отход от требований правового принципа равенства.
Очень надеюсь, что сделанный нашей страной отход от права в сторону тех нравственных и религиозных воззрений, которые стоят на позициях принципиального отказа от смертной казни, пройдет для России успешно, пишет Зорькин.
Он также напоминает, что Конституционный суд уже «продемонстрировал готовность преодолевать в случае необходимости стереотипы массового сознания в таком принципиальном вопросе, как отмена смертной казни».
19 ноября 2009 года КС принял решение, согласно которому смертная казнь в России более назначаться и применяться не может. И это в ситуации не только явного несогласия с таким подходом со стороны общественного мнения, но и отсутствия ратификации Россией подписанного ею протокола о защите прав человека и основных свобод, пишет Зорькин. Но сегодня он вернулся к вопросу о моратории на смертную казнь.
Если народ требует казней, то теперь и надо пойти ему на уступки и не сдерживать более тот самый «стихийный порыв». А в устах председателя Конституционного суда рассуждения о том, что однажды принятое именно под его председательством решение о невозможности более ни назначать, ни применять смертную казнь сегодня уже «не исключает возможности возврата к этой мере наказания в будущем», значит многое, он готов к решению этого вопроса.
Может просто все желают облечь политическую мысль в форму высоких гуманистических рассуждений, говоря про мораторий на смертную казнь, то подразумевают Совет Европы и все эти «навязанные» Западом ценности и желание поскорее с ними порвать, обозначив враждебность к Западу. Может и Зорькин обнародовал свои мысли именно сейчас, потому что пришло новое историческое время, которое его председатель тонко почувствовал сегодня.
Автору всегда приятно, если читатели подписываются на канал. С признательностью Николай Бельков.