Райцентр Ленинградской области, средняя школа, третий класс.
— Ребята, давайте представим, что сегодня прекрасный выходной день, и вы с родителями едете гулять в Петербург. Дорога долгая, не меньше полутора часов, вы играли, смотрели мультики – и телефон сел. Бывает такое?
Класс дружно кивает:
— Ещё бы!
Дети всегда легко входят в игру и включают воображение. Мы с ними без труда «теряемся» сначала в торговом центре, а потом на улице. Отрабатываем правило трёх «О», говорим о безопасных взрослых, «находим» среди сотрудников магазина и прохожих тех, к кому можно обратиться, если потеряешься.
— А как и чем вам может помочь посторонний человек?
— Ну, например, он может позвонить маме.
— А кто из вас знает номер телефона мамы? – спрашиваю я, а про себя прикидываю: третий класс, из тридцати человек обычно около десяти поднимают руку. Личная статистика, ничего более – если в классе не проходили беседы по безопасности, то так оно обычно и бывает.
Но что-то пошло не так. Удивление, даже немного растерянности. Обвожу класс ещё раз взглядом, придирчиво и внимательно. Весь спектр чувств сменяется одной эмоцией – осторожной радостью. Руку подняли все.
Всё ещё не веря своим глазам, смотрю на учительницу. Она сидит за последней партой, проверяет тетради, при этом умудряется держать в поле зрения весь класс и участвовать в беседе.
— Я знаю, что это важно. Они у меня телефоны родителей на оценку учили. Задала по «окружающему миру» такое домашнее задание в начале года. Надо будет снова проверить перед каникулами, не забыли ли.
К моей внутренней радости добавляется восхищение Учителем. Высший пилотаж!
Тот же день и та же школа. Но уже другой третий класс. Снова я спрашиваю о телефонах родственников и прошу поднять руки.
В этот раз моя статистика срабатывает как обычно. Семь рук. Всего семеро из 25 минимально готовы к внештатной ситуации.
— Зачем это нужно, всё ж записано в телефоне!
— Телефон может сесть по закону подлости в самый неподходящий момент, а ещё его можно потерять.
Нехотя кивают, переваривая аргумент, но не сдаются:
— А я поеду домой, я знаю, какая маршрутка идёт от метро до нашего города, там заряжу телефон и позвоню родителям.
— Пока ты доедешь, если, конечно, снова не потеряешься, зарядишь телефон и дашь о себе знать, пройдёт минимум два часа. За это время вся петербургская полиция будет уже знать о твоём исчезновении, добровольцы выйдут на поиск, а родители успеют обзавестись сединой. К тому же по дороге с тобой могут случиться и другие неприятности. И если это не Питер, а любой другой, совсем не знакомый тебе город? Предположим, вы на отдыхе.
— Ой…
— Та-а-ак, – вступает в разговор классный руководитель. Записываем домашнее задание: выучить телефоны обоих родителей.
Обычно это моя фраза, но я рада, что учительница вовлечена, а она продолжает:
— Перед каникулами спрошу у каждого. На оценку!
Мария (Верба), инструктор Школы «ЛизаАлерт»