День Пожарной охраны отмечаем 17 апреля и 30 апреля.
17 апреля праздновался, когда я начал служить в Пожарной охране.
В 1918 году 17 апреля В.И.Ленин подписал Декрет Совета Народных Комиссаров «Об организации государственных мер по борьбе с огнем».
Огнеборцы, начинавшие службу до 1999 года, отдавая дань традициям, также отмечают праздник 17 апреля.
Я Водитель пожарного автомобиля
График дежурства до начала 90-х годов в пожарных частях был трёхсменный, В военизированных три караула, в профессиональных четыре.
Численность караулов нашей специализированной части составляла до 10 человек.
До 2-3 водителя, до 6 пожарных, диспетчер.
Допуски на управление всей техникой, находящейся на дежурстве, у меня были.
Заступая на смену в караул, принимал все автомобили.
Основные пожарные автомобили в нашей части:
Автоцистерны АЦ-40 (130) 63Б, АЦ-40 (131) 137А , АЦ-40(375)-1(ПМ-102).
Также АЛ-30(131) ПМ 506В, ПНС-110(131)-131А , АР-2(131)-133 и АЦ-40 ЗИЛ 133 ГЯ-181А.
Преимущество "133 ГЯ" по сравнению с другими - большая ёмкость для воды: 5 тонн, на Урале 375 немного меньше 4 тонны.
Поступивший в часть АЦ-7,0- 40 КАМАЗ 65115, имел ещё более вместительную цистерну 7 тонн.
Здесь вместимость 2,5 т :
На следующем фото показан ЗиЛ 133 ГЯ-181А, стоявший в боевом расчёте именно нашей части «СЧ», на котором я выезжал с караулом на лесные, городские и промышленные пожары.
Небольшим недостатком этого ПА являлось то , что длина автомобиля затрудняла манёвры в маленьких дворах города.
А это автомобиль повышенной проходимости:
На дежурстве так же постоянно находилась УКС 400В-131, круглосуточно в нашу часть приезжали пожарные из всех частей города для заправки СИЗОД сжатым воздухом.
В городе перешли с КИП-8 на АИР-317.
Чтобы иметь нужную квалификацию в далеком 1993 году меня направили в г.Красноярск для обучения.
С 12 апреля по 5 мая 1993 г. проходил обучение Водителей в Учебном центре СПАСР МВД РФ по программе старших техников по эксплуатации пожарных автолестниц, коленчатых подъёмников и спецмашин.
Пожарные в СССР работали в КИП-8 и в боевой одежде из винилискожи чёрного цвета с белыми полосками, с теплоизоляционной подстёжкой.
В настоящее время СИЗОД заполняются сжатым воздухом.
На пожарах применяют аппараты индивидуальной защиты: АИР-317, АСВ-2, АВХ.
Сейчас появились более современные модификации - АВИМ. Предназначен для защиты органов дыхания и зрения человека в высокотоксичной газовой среде, может комплектоваться одним или двумя быстросъёмными баллонами.
Служба мне очень нравилась - дружный ответственный коллектив.
Заступая на дежурство, после приёмки ПТВ, техники,оборудования и помещений:
- мы шли в столовую завтракать всем караулом, оставив в гараже дневального для охраны. На столе обычно чай, сало, хлеб и бывали сладости.
- подкрепившись и сменив дневального далее занятия в учебном классе.
- проигрывание карточек тушения пожара (КТП), и оперативных планов в районе выезда проводилось после обеда. Проверка гидрантов, подъезды к объекту, пути эвакуации и т.д.
Пожары как правило были чаще во второй половине дня: мелкие возгорания, крупные по повышенному номеру выезда и ложные.
Случались и казусы
- Приезжаем к месту вызова, бойцы с ломиком, с топориками, бегут в разведку, ищут очаг. Все нормально. Спрашивают: кто вызывал? Выходит девушка и говорит : "Я ! Ко мне грабитель ворвался, я его в комнате закрыла". Бойцы наши парни здоровые крепкие, да ещё с топориками, задержали хулигана. Спросили, почему не милицию вызвали? Ответ: "Пожарные самые первые приезжают, милицию тоже вызвала". Ребята передали злоумышленника правоохранителям, те поблагодарили нас.
- Весной горели леса на большой территории, на помощь выслана авиация, самолёты заправляли водой в аэропорту, я на ПНС-110 из реки по магистральной линии подавал воду. Здесь же работала АР-2 с отделением.
Лесные пожары
Лесные пожары считаю одними из сложных.
Хвойный лес верховым огнём распространяется очень быстро.
Мы с отделением однажды попали в ситуацию с резко сменившим направление ветром. Пал пошел на нас, быстро свернули рукава и уехали.
На тушение лесных пожаров задействуется много сил и средств.
При подъезде к лесу сообщаем диспетчеру : "Видим Зарево"
Проливка - окончательный этап тушения пожара
Тушение с помощью Ранца противопожарного
Высокая температура на пожаре, затрудняет работу
Усиленный режим - тушим несколько поселков
В 2004 году несколько посёлков и дачных обществ пострадали от огня, сгорели дома и дачи, ущерб огромный.
Мы перешли на усиленный режим работы, караулы объединили по два в один, получилось две смены, через сутки.
Менялись в лесу, техника на месте пожара всегда оставалась. Караулы прибывали на вспомогательных автомобилях, какие были свободные.
В магазинах нам продукты давали под запись, деньги не брали продавцы. Не знаю, кто с ними потом рассчитывался.
К нам относились местные жители очень по доброму, помогали во всём, кто как мог. Воду питьевую возили, продукты в лес к месту работы на пожаре.
Наглядно было видно, что значит выражение : "Всем Миром !"
В пожароопасный период половина личного состава и техники привлекались к тушению лесных пожаров.
В частях дежурили по одному отделению, второй «ход» оставался водовозом, то есть во втором отделении был только водитель.
Случай реальный:
Поступил вызов, горит дом, находящийся недалеко от нашей части. Караул в это время работал на пожаре.
Диспетчер сообщила мне адрес и дала команду на выезд.
Прибыв на место, передал по рации обстановку.
В многоквартирном кирпичном доме, из подъезда шел густой белый дым. Жители самостоятельно эвакуировались.
Я развернул рукавную линию, включил насос, передал диспетчеру по рации о своих действиях. Со стволом вошел в задымлённый подъезд. Дым был плотный. Разглядел, что в подсобном помещении горит мебель, подал ствол на очаг, пламя погасло.
Глаза слезились, дышать стало тяжело, я выбежал наружу.
Вскоре прибыл ПА с пожарными. В СИЗОД бойцы вошли в подъезд. Локализовали горение, через пять минут передали ликвидацию пожара. Пострадавших не было, жители грамотно без паники самостоятельно эвакуировались.
Пожарные свернули рукава, я собрал своё ПТВ и вернулся в часть.
Задымление в подъезде
Пожарные стволы закреплённые во второй кабине АЦ-40 (130) 63Б
Часто применяемые рукава диаметром 51 и 77 мм
Самый распространённый насос в пожарных автомобилях
Сложными также считаю пожары, которые случаются ночью в сильные морозы.
На фото справа мой автомобиль
Реальный случай на ТЭЦ
Поздно вечером загорелся генератор на ТЭЦ. Мороз под сорок, бойцы в СИЗОД ушли в разведку.
Нашли очаг, а воду подавать нельзя, электричество не отключишь, ТЭЦ не остановишь. Без тепла город не оставишь.
Пришлось решать сложные задачи по ликвидации пожара. Сутки работали, справились. Генератор энергетики восстановили. Электростанция заработала в штатном режиме.
На этой же ТЭЦ, но уже весной в пожароопасный период, когда лесные пожары не дают отдохнуть, случается пожар в мазутохранилище от горящего на болоте камыша. Площадь горения огромная, к огню не подступиться. Прибывает пенный ход, «Автомобиль пенного тушения».
Поподробнее о них:
В те годы промышленность не выпускала специализированные АПТ. Пожарные части имели на вооружении переоборудованные из «Обмывочно-нейтрализационной машины 8Т311» , силами ПТЦ автомобили пенного тушения.
Устанавливались дополнительные отсеки для ПТВ и оборудования.
С помощью этой "самоделки" справились с тушением мазута.
Сейчас работают в таких ситуациях современные " Автомобили пенного тушения" на базе КАМАЗ, «АПТ 7-20(53215) ПМ-525М" , АПТ 7,5-70 КАМАЗ 65111.
Технику пожарную задействовали в разных ситуациях.
Большой весенний паводок.
Реки вышли из берегов.
Затоплен аэропорт, посёлок и окраины города.
После снижения уровня воды в реке затопленные территории в низинах откачивали с помощью ПНС-110(131)-131А с АР-2.
Покажем какие они на фото
Наша задача была выполнена в короткие сроки.
Самолёты стали приземляться и вылетать, как прежде.
Жители устранялм последствия подтопления.
Еще случай на хлебозаводе
На хлебозаводе ночью произошла техногенная авария на водопроводе. Затопило цеха, завод нельзя остановить - непрерывное производство, хлеб выпекают круглосуточно.
Мы прибыли на место происшествия, развернули магистральную рукавную линию.
С помощью гидроэлеватора Г-600 сутки откачивали воду в канализационный колодец.
Городской водоканал устранил аварию, заменили трубы.
Завод заработал в штатном режиме. Нас угостили хлебобулочными изделиями.
Происшествие в зоопарке
В город к нам приехал зооцирк, разместили животных в городском парке ЦПКиО.
Возникла необходимость в помывке и купании артистов на месте гастролей. Вызвали нас.
Прибыли оперативно, как на вызов, с полной заправкой огнетушащими средствами.
Директор зоопарка попросил создать имитацию дождя для верблюдов и других зверей.
Развернули линию и подали ствол с распылённой струёй.
На фото реальный верблюд, которого мы поливали.
Случай в овощехранилище
Осенью собранный урожай овощей загрузили в городское овощехранилище.
Ночью начался пожар. Прибыли к месту вызова, разведка показала: обстановка не простая.
Большое плотное задымление, много складских, подвальных помещений. Освещение не было, так как по технике безопасности энергетик отключил электричество.
Пожарные в СИЗОД приступили к работе.
Нашли очаг пожара, разобрали конструкции, мешающие перемещаться на складе. Проложили рукавные линии, подали стволы на тушение.
Сильное задымление, помещения с множеством коридоров и проходов, отсутствие электричества затрудняли действия по тушению.
Прибыли автомобили дымоудаления "АД" и освещения "АСО".
Установили переносные прожектора АСО внутри и снаружи овощехранилища.
Работать стало легче.
Автомобиль дымоудаления установили у входных ворот в хранилище.
Подвели рукав, запустили установку и процесс пошёл, дым заметно, как говорится на глазах из помещения через " АД" пошёл наружу.
Автомобиль Связи и освещения
Через час ликвидация, свернули рукава, уложили ПТВ, вернулись в часть, утром домой.
Пожар на зернохранилище
Осенью на зернохранилище в ветреную погоду произошло возгорание элеватора на высоте.
Тушение осложнялось сильным ветром.
Я прибыл на АЛ-30(131)ПМ -506В, но приступить к развёртыванию установки согласно инструкции не мог, так как скорость ветра на месте пожара превышала 14 м/сек.
По технике безопасности допустимая скорость ветра для работы не более 10 м/сек.
Пожарные по стационарным лестницам проложили рукава, подали стволы, локализовали пожар.
Спустя час ветер стих.
Комплект колен АЛ-30 , прислонённый к вершине элеватора, помог в ликвидации пожара.
АЛ-30(131)ПМ-506Д является следующей моделью после АЛ-30(131)ПМ-506В.
Она укомплектована растяжными верёвками. При их использовании работать на автолестнице допускается при скорости ветра свыше 10 м/сек. Так же на новой модификации полностью переработана поворотная часть, заменена гидравлика, установлены более удобные в работе органы управления.
АЛ-30(131)ПМ-506В является модернизированной автолестницей АЛ-30(131)Л21, которая отличается от 506В.
Она имела немного меньшую высоту подъёма, так как каждое колено на 30 см короче.
АЛ-30(131)Л21 выпускалась с 1970 года на Торжокском машиностроительном заводе и является первой серийной автолестницей в СССР.
В России пожарные части сейчас комплектуются современной техникой, оборудованием , снаряжением устанавливаемое на КАМАЗы, МАЗы, УРАЛы.
Возможностей у новых моделей больше: мощнее, вместительнее, быстрее, удобнее в применении и обслуживании.
В 1993 году в России были перемены в политике, народном хозяйстве.
Не обошли стороной пожарную охрану.
- Из трёх дежурных караулов сформировали четыре.
Конечно несколько человек дополнительно приняли на работу, что бы уж совсем караулы не остались без пожарных.
- Дежурить стали сутки через трое, Это хорошо, выходных больше.
За более 370 лет развитии Пожарной охраны произошли колоссальные изменения.
Из истории
В 1649 году царь Алексей Михайлович издал Указ.
30 апреля «Наказ о Градском благочинии» стал началом формирования Пожарной охраны в России.
Согласно указу устанавливались регулярные круглосуточные пожарные дежурства , патрули обязаны обходить улицы, площади и окрестности Москвы.
Тушить возгорания, пожары и проводить разъяснительную работу по профилактике и правилам обращения с огнём.
Советская власть внесла изменения свои.
17 апреля 1918 года В. И. Ленин издал декрет "Об организации мер борьбы с огнем". И в стране появился День пожарного.
Через семь десятилетий в 1994 году праздник стал называться как сейчас.
30 апреля 1999 года президент Ельцин подписал Указ «Об установлении Дня пожарной охраны».
И день Пожарной охраны сейчас официально 30 апреля.
Но мы, кто служил до 1999 года, отмечаем это праздник и 17 апреля.
Получается, что у нас два Праздника.
В 2003 году Пожарную охрану выводят из МВД России. Помещают под крыло МЧС России.
Довольных от таких перемен я не видел. Мы скорее всего были расстроены.
Служим народу нашей страны. Выполняем работу с полной отдачей.
Сейчас я пенсионер. С теплотой вспоминаю Службу в Пожарной охране.
Поздравляю с Праздником! Не гореть!