Найти тему
Далеко Близко 🍀

О пожарной охране. Моя служба 20 лет.

Оглавление

День Пожарной охраны отмечаем 17 апреля и 30 апреля.

17 апреля праздновался, когда я начал служить в Пожарной охране.

В 1918 году 17 апреля В.И.Ленин подписал Декрет Совета Народных Комиссаров «Об организации государственных мер по борьбе с огнем».

Огнеборцы, начинавшие службу до 1999 года, отдавая дань традициям, также отмечают праздник 17 апреля.

Я Водитель пожарного автомобиля

2011 год. На дежурстве. АЦ-40 (ЗИЛ-433114)
2011 год. На дежурстве. АЦ-40 (ЗИЛ-433114)
График дежурства до начала 90-х годов в пожарных частях был трёхсменный, В военизированных три караула, в профессиональных четыре.

Численность караулов нашей специализированной части составляла до 10 человек.

До 2-3 водителя, до 6 пожарных, диспетчер.

Допуски на управление всей техникой, находящейся на дежурстве, у меня были.

Заступая на смену в караул, принимал все автомобили.

Основные пожарные автомобили в нашей части:

Автоцистерны АЦ-40 (130) 63Б, АЦ-40 (131) 137А , АЦ-40(375)-1(ПМ-102).

Также АЛ-30(131) ПМ 506В, ПНС-110(131)-131А , АР-2(131)-133 и АЦ-40 ЗИЛ 133 ГЯ-181А.

смена караулов
смена караулов

Преимущество "133 ГЯ" по сравнению с другими - большая ёмкость для воды: 5 тонн, на Урале 375 немного меньше 4 тонны.

Поступивший в часть АЦ-7,0- 40 КАМАЗ 65115, имел ещё более вместительную цистерну 7 тонн.

АЦ-7,0-КАМАЗ65115
АЦ-7,0-КАМАЗ65115

Здесь вместимость 2,5 т :

АЦ-40 (130) 63Б
АЦ-40 (130) 63Б

На следующем фото показан ЗиЛ 133 ГЯ-181А, стоявший в боевом расчёте именно нашей части «СЧ», на котором я выезжал с караулом на лесные, городские и промышленные пожары.

АЦ-40 ЗИЛ 133 ГЯ-181А
АЦ-40 ЗИЛ 133 ГЯ-181А

Небольшим недостатком этого ПА являлось то , что длина автомобиля затрудняла манёвры в маленьких дворах города.

А это автомобиль повышенной проходимости:

Ц - 40 (131) 137А
Ц - 40 (131) 137А

На дежурстве так же постоянно находилась УКС 400В-131, круглосуточно в нашу часть приезжали пожарные из всех частей города для заправки СИЗОД сжатым воздухом.

В городе перешли с КИП-8 на АИР-317.

УКС 400В-131
УКС 400В-131

Чтобы иметь нужную квалификацию в далеком 1993 году меня направили в г.Красноярск для обучения.

свидетельство
свидетельство

С 12 апреля по 5 мая 1993 г. проходил обучение Водителей в Учебном центре СПАСР МВД РФ по программе старших техников по эксплуатации пожарных автолестниц, коленчатых подъёмников и спецмашин.

Учебный центр Красноярск
Учебный центр Красноярск

Пожарные в СССР работали в КИП-8 и в боевой одежде из винилискожи чёрного цвета с белыми полосками, с теплоизоляционной подстёжкой.

В настоящее время СИЗОД заполняются сжатым воздухом.

На пожарах применяют аппараты индивидуальной защиты: АИР-317, АСВ-2, АВХ.

Сейчас появились более современные модификации - АВИМ. Предназначен для защиты органов дыхания и зрения человека в высокотоксичной газовой среде, может комплектоваться одним или двумя быстросъёмными баллонами.

рабочая проверка СИЗОД
рабочая проверка СИЗОД

Служба мне очень нравилась - дружный ответственный коллектив.

Заступая на дежурство, после приёмки ПТВ, техники,оборудования и помещений:

  • мы шли в столовую завтракать всем караулом, оставив в гараже дневального для охраны. На столе обычно чай, сало, хлеб и бывали сладости.
  • подкрепившись и сменив дневального далее занятия в учебном классе.
  • проигрывание карточек тушения пожара (КТП), и оперативных планов в районе выезда проводилось после обеда. Проверка гидрантов, подъезды к объекту, пути эвакуации и т.д.

Пожары как правило были чаще во второй половине дня: мелкие возгорания, крупные по повышенному номеру выезда и ложные.

Случались и казусы

  • Приезжаем к месту вызова, бойцы с ломиком, с топориками, бегут в разведку, ищут очаг. Все нормально. Спрашивают: кто вызывал? Выходит девушка и говорит : "Я ! Ко мне грабитель ворвался, я его в комнате закрыла". Бойцы наши парни здоровые крепкие, да ещё с топориками, задержали хулигана. Спросили, почему не милицию вызвали? Ответ: "Пожарные самые первые приезжают, милицию тоже вызвала". Ребята передали злоумышленника правоохранителям, те поблагодарили нас.
  • Весной горели леса на большой территории, на помощь выслана авиация, самолёты заправляли водой в аэропорту, я на ПНС-110 из реки по магистральной линии подавал воду. Здесь же работала АР-2 с отделением.
ПНС-110(131)-131А , АР-2(131)-133
ПНС-110(131)-131А , АР-2(131)-133

Лесные пожары

Лесные пожары считаю одними из сложных.

Хвойный лес верховым огнём распространяется очень быстро.

Мы с отделением однажды попали в ситуацию с резко сменившим направление ветром. Пал пошел на нас, быстро свернули рукава и уехали.

На тушение лесных пожаров задействуется много сил и средств.

Готовы к работе
Готовы к работе

При подъезде к лесу сообщаем диспетчеру : "Видим Зарево"

Зарево
Зарево
Работаем
Работаем
Локализация
Локализация
За пожарными рукавами
За пожарными рукавами

Проливка - окончательный этап тушения пожара

Проливка
Проливка

Тушение с помощью Ранца противопожарного

тушение с помощью РП-15 Ермак
тушение с помощью РП-15 Ермак

Высокая температура на пожаре, затрудняет работу

посёлок отстоим
посёлок отстоим

Усиленный режим - тушим несколько поселков

В 2004 году несколько посёлков и дачных обществ пострадали от огня, сгорели дома и дачи, ущерб огромный.

Мы перешли на усиленный режим работы, караулы объединили по два в один, получилось две смены, через сутки.

Менялись в лесу, техника на месте пожара всегда оставалась. Караулы прибывали на вспомогательных автомобилях, какие были свободные.

В магазинах нам продукты давали под запись, деньги не брали продавцы. Не знаю, кто с ними потом рассчитывался.

К нам относились местные жители очень по доброму, помогали во всём, кто как мог. Воду питьевую возили, продукты в лес к месту работы на пожаре.

Наглядно было видно, что значит выражение : "Всем Миром !"

В пожароопасный период половина личного состава и техники привлекались к тушению лесных пожаров.

В частях дежурили по одному отделению, второй «ход» оставался водовозом, то есть во втором отделении был только водитель.

Случай реальный:

Поступил вызов, горит дом, находящийся недалеко от нашей части. Караул в это время работал на пожаре.

Диспетчер сообщила мне адрес и дала команду на выезд.

Прибыв на место, передал по рации обстановку.

В многоквартирном кирпичном доме, из подъезда шел густой белый дым. Жители самостоятельно эвакуировались.

Я развернул рукавную линию, включил насос, передал диспетчеру по рации о своих действиях. Со стволом вошел в задымлённый подъезд. Дым был плотный. Разглядел, что в подсобном помещении горит мебель, подал ствол на очаг, пламя погасло.

Глаза слезились, дышать стало тяжело, я выбежал наружу.

Вскоре прибыл ПА с пожарными. В СИЗОД бойцы вошли в подъезд. Локализовали горение, через пять минут передали ликвидацию пожара. Пострадавших не было, жители грамотно без паники самостоятельно эвакуировались.

Пожарные свернули рукава, я собрал своё ПТВ и вернулся в часть.

Задымление в подъезде

задымление
задымление

Пожарные стволы закреплённые во второй кабине АЦ-40 (130) 63Б

ствол РСК-50
ствол РСК-50

Часто применяемые рукава диаметром 51 и 77 мм

пожарный рукав в скатке
пожарный рукав в скатке

Самый распространённый насос в пожарных автомобилях

ПН-40У на АЦ-40 (130) 63Б надёжный ремонтопригодный
ПН-40У на АЦ-40 (130) 63Б надёжный ремонтопригодный

Сложными также считаю пожары, которые случаются ночью в сильные морозы.

На фото справа мой автомобиль

г.Курган
г.Курган

Реальный случай на ТЭЦ

Поздно вечером загорелся генератор на ТЭЦ. Мороз под сорок, бойцы в СИЗОД ушли в разведку.

Нашли очаг, а воду подавать нельзя, электричество не отключишь, ТЭЦ не остановишь. Без тепла город не оставишь.

Пришлось решать сложные задачи по ликвидации пожара. Сутки работали, справились. Генератор энергетики восстановили. Электростанция заработала в штатном режиме.

На этой же ТЭЦ, но уже весной в пожароопасный период, когда лесные пожары не дают отдохнуть, случается пожар в мазутохранилище от горящего на болоте камыша. Площадь горения огромная, к огню не подступиться. Прибывает пенный ход, «Автомобиль пенного тушения».

Поподробнее о них:

В те годы промышленность не выпускала специализированные АПТ. Пожарные части имели на вооружении переоборудованные из «Обмывочно-нейтрализационной машины 8Т311» , силами ПТЦ автомобили пенного тушения.

Устанавливались дополнительные отсеки для ПТВ и оборудования.

С помощью этой "самоделки" справились с тушением мазута. 

машина обмывочно нейтрализационная 8 Т 311
машина обмывочно нейтрализационная 8 Т 311

Сейчас работают в таких ситуациях современные " Автомобили пенного тушения" на базе КАМАЗ, «АПТ 7-20(53215) ПМ-525М" , АПТ 7,5-70 КАМАЗ 65111.

 АПТ 7,5-70 КАМАЗ 65111 пенный ход
АПТ 7,5-70 КАМАЗ 65111 пенный ход

Технику пожарную задействовали в разных ситуациях.

Большой весенний паводок.

Реки вышли из берегов.

Затоплен аэропорт, посёлок и окраины города.

После снижения уровня воды в реке затопленные территории в низинах откачивали с помощью ПНС-110(131)-131А с АР-2.

Покажем какие они на фото

Большая вода
Большая вода
ПНС-110(131)-131А
ПНС-110(131)-131А
 АР-2(131)-133
АР-2(131)-133

Наша задача была выполнена в короткие сроки.

Самолёты стали приземляться и вылетать, как прежде.

Жители устранялм последствия подтопления.

Еще случай на хлебозаводе

На хлебозаводе ночью произошла техногенная авария на водопроводе. Затопило цеха, завод нельзя остановить - непрерывное производство, хлеб выпекают круглосуточно.

Мы прибыли на место происшествия, развернули магистральную рукавную линию.

С помощью гидроэлеватора Г-600 сутки откачивали воду в канализационный колодец.

Городской водоканал устранил аварию, заменили трубы.

Завод заработал в штатном режиме. Нас угостили хлебобулочными изделиями.

АЦ-40(375)-Ц1(ПМ-102)
АЦ-40(375)-Ц1(ПМ-102)

Происшествие в зоопарке

В город к нам приехал зооцирк, разместили животных в городском парке ЦПКиО.

Возникла необходимость в помывке и купании артистов на месте гастролей. Вызвали нас.

Прибыли оперативно, как на вызов, с полной заправкой огнетушащими средствами.

Директор зоопарка попросил создать имитацию дождя для верблюдов и других зверей.

Развернули линию и подали ствол с распылённой струёй.

На фото реальный верблюд, которого мы поливали.

Верблюд которого мыли
Верблюд которого мыли

Случай в овощехранилище

Осенью собранный урожай овощей загрузили в городское овощехранилище.

Ночью начался пожар. Прибыли к месту вызова, разведка показала: обстановка не простая.

Большое плотное задымление, много складских, подвальных помещений. Освещение не было, так как по технике безопасности энергетик отключил электричество.

Пожарные в СИЗОД приступили к работе.

Нашли очаг пожара, разобрали конструкции, мешающие перемещаться на складе. Проложили рукавные линии, подали стволы на тушение.

Сильное задымление, помещения с множеством коридоров и проходов, отсутствие электричества затрудняли действия по тушению.

Прибыли автомобили дымоудаления "АД" и освещения "АСО".

Установили переносные прожектора АСО внутри и снаружи овощехранилища.

Работать стало легче.

Автомобиль дымоудаления установили у входных ворот в хранилище.

Подвели рукав, запустили установку и процесс пошёл, дым заметно, как говорится на глазах из помещения через " АД" пошёл наружу.

АД в работе
АД в работе

Автомобиль Связи и освещения

АСО -12(66)90А
АСО -12(66)90А

Через час ликвидация, свернули рукава, уложили ПТВ, вернулись в часть, утром домой.

Пожар на зернохранилище

Осенью на зернохранилище в ветреную погоду произошло возгорание элеватора на высоте.

Тушение осложнялось сильным ветром.

Я прибыл на АЛ-30(131)ПМ -506В, но приступить к развёртыванию установки согласно инструкции не мог, так как скорость ветра на месте пожара превышала 14 м/сек.

По технике безопасности допустимая скорость ветра для работы не более 10 м/сек.

Пожарные по стационарным лестницам проложили рукава, подали стволы, локализовали пожар.

Спустя час ветер стих.

Комплект колен АЛ-30 , прислонённый к вершине элеватора, помог в ликвидации пожара.

АЛ-30(131) ПМ 506В
АЛ-30(131) ПМ 506В

АЛ-30(131)ПМ-506Д является следующей моделью после АЛ-30(131)ПМ-506В.

Она укомплектована растяжными верёвками. При их использовании работать на автолестнице допускается при скорости ветра свыше 10 м/сек. Так же на новой модификации полностью переработана поворотная часть, заменена гидравлика, установлены более удобные в работе органы управления.

АЛ-30(131)ПМ-506В является модернизированной автолестницей АЛ-30(131)Л21, которая отличается от 506В.

Она имела немного меньшую высоту подъёма, так как каждое колено на 30 см короче.

АЛ-30(131)Л21 выпускалась с 1970 года на Торжокском машиностроительном заводе и является первой серийной автолестницей в СССР.

АЛ-30 работает
АЛ-30 работает

В России пожарные части сейчас комплектуются современной техникой, оборудованием , снаряжением устанавливаемое на КАМАЗы, МАЗы, УРАЛы.

Возможностей у новых моделей больше: мощнее, вместительнее, быстрее, удобнее в применении и обслуживании.

Урал NEXT
Урал NEXT

В 1993 году в России были перемены в политике, народном хозяйстве.

Не обошли стороной пожарную охрану.

  • Из трёх дежурных караулов сформировали четыре.

Конечно несколько человек дополнительно приняли на работу, что бы уж совсем караулы не остались без пожарных.

  • Дежурить стали сутки через трое, Это хорошо, выходных больше.

За более 370 лет развитии Пожарной охраны произошли колоссальные изменения.

Из истории

В 1649 году царь Алексей Михайлович издал Указ.

30 апреля «Наказ о Градском благочинии» стал началом формирования Пожарной охраны в России.

Согласно указу устанавливались регулярные круглосуточные пожарные дежурства , патрули обязаны обходить улицы, площади и окрестности Москвы.

Тушить возгорания, пожары и проводить разъяснительную работу по профилактике и правилам обращения с огнём.

Ретро
Ретро

Советская власть внесла изменения свои.

17 апреля 1918 года В. И. Ленин издал декрет "Об организации мер борьбы с огнем". И в стране появился День пожарного.

Через семь десятилетий в 1994 году праздник стал называться как сейчас.

30 апреля 1999 года президент Ельцин подписал Указ «Об установлении Дня пожарной охраны».

И день Пожарной охраны сейчас официально 30 апреля.

Но мы, кто служил до 1999 года, отмечаем это праздник и 17 апреля.

Получается, что у нас два Праздника.

В 2003 году Пожарную охрану выводят из МВД России. Помещают под крыло МЧС России.

Довольных от таких перемен я не видел. Мы скорее всего были расстроены.

Служим народу нашей страны. Выполняем работу с полной отдачей.

Сейчас я пенсионер. С теплотой вспоминаю Службу в Пожарной охране.

Нагрудный знак
Нагрудный знак

Поздравляю с Праздником! Не гореть!