Концепция детства появилась только в XVI веке. До этого в европейском обществе ребёнок, едва преодолев младенчество, сразу начинал считаться взрослым (разве что немного непропорциональным). Но чем ближе ко дню сегодняшнему, тем дальше отодвигалась возрастная рамка детства и юности и тем более фрагментированным становился этот период нашей жизни. В том числе за счёт литературы.
Один из жанров детской, но уже не совсем детской литературы — это young adult (книги для подростков). Правда, взрослые, похоже, не в курсе, что эта литература предназначается не для них, и тоже с удовольствием её читают.
Поговорили с представителями импринтов и издательств NoSugar Books, «Полынь», Marshmallow Books, «Маракуйя» и «Самокат» и узнали у них, для кого подходит young adult, какие тренды превалируют в жанре и правда ли, что YA-литература в основном для девочек.
Как понять, что ты дорос до жанра young adult и ещё из него не вырос?
Александр Лазарев, директор издательства «Полынь»: Раньше янг-эдалтом называли возрастную категорию примерно от 15–16 до 25 лет. Сейчас о янг-эдалте говорят как о прослойке литературы для молодёжи, не имея в виду возрастные рамки. <...> Она сочетает в себе ярких героев и неоднозначные поступки, а ещё темы, которые будут волновать молодежь: первая любовь и отношения, смерть близкого, предательства и прочее. В этом и есть большое отличие от следующей ступени new adult, где рамки возраста варьируются от 18 до 30 лет. Здесь речь идёт о более взрослых темах: дети, ответственность, ипотека. <...> В зависимости от того, какая тема зацепит вас сильнее, можно понять — поздно читать young adult или рано начинать new adult.
Алана Чёлушкина, руководитель редакции импринта «Маракуйя» («Детская литература»): Я уверена, что это должно быть «по любви». Однажды мне казалось, что я переросла young adult, мне уже неинтересно… мне целых 20 лет! Не читала я где-то полгода, а потом случайно вернулась к продолжению какой-то серии, и мне снова понравилось. Уже позже я поняла, что до этого у меня было перенасыщение и книжный «нечитун».
Юханна Кораблёва, SMM-менеджер и ведущая мероприятий для подростков в издательстве «Самокат»: …Всё начинается не с понимания, а с чувства. Если вам за 30 и у вас двое детей, но вам хочется читать роман про школьницу, в которой первая любовь открыла способности к телекинезу, — читайте, как чувствуете. Если ребёнку 11 лет, но ему скучно со сверстниками и «подходящей» по возрасту литературой, — позвольте ему искать и находить то, что ему по душе.
Анастасия Маркелова, заместитель главного редактора Marshmallow Books («Альпина»): Young adult — это книги, которые можно читать в возрасте от 16 и до бесконечности. Вырасти из янг-эдалта в принципе невозможно.
Елена Яковлева, шеф-редактор импринта NoSugar Books (АСТ): Если тебе хочется убежать от реальности в сказку или выдуманные миры, но в детских историях тебе тесно и они уже не отвечают на важные для тебя вопросы, — поздравляю, ты дорос до янг-эдалта! А если тебе в этих мирах и историях комфортно и интересно — поздравляю, ты из них ещё не вырос!
Что взрослые могут найти для себя в YA-литературе?
Е. Я., NoSugar Books: Простые ответы на сложные вопросы. Или сложные ответы на простые вопросы. Вспомнить себя в том колючем, неловком и прекрасном возрасте, когда эти вопросы были самым сложным и самым важным в жизни. Вспомнить — и понять своих детей.
А. Ч., «Маракуйя»: Как говорят мои взрослые коллеги, они читают young adult, чтобы лучше понимать нынешнее поколение. А ещё потому, что в их 16–18 лет таких книг не было и им нравится читать и понимать «О, так это не я одна такая. Это была нормальная проблема, а я так переживала». Годы идут, а проблемы по большей части всё те же.
Ю. К., «Самокат»: В современном мире мы «взрослеем» гораздо позже предыдущих поколений, дольше разбираемся с детскими травмами и подростковыми комплексами, мы эмоциональнее и восприимчивее, чем поколение наших родителей. Уверена, что чтение YA-литературы — это в первую очередь очень терапевтическая штука и хорошая эмоциональная разрядка.
А. М., Marshmallow Books: Вопреки распространённому мнению, взрослые читают young adult не только для того, чтобы погрузиться в ностальгические воспоминания о собственной юности. Нет, они читают эти книги, потому что они о свободе и выборе — а эти темы вечны. Также в этих книгах много ярких переживаний, харизматичных героев и смелости, свойственной подросткам.
А. Л., «Полынь»: Это литература, которая позволяет читателю пережить эмоции или ситуации, до которых он не дотянется в обычной жизни, примерить на себя чужое лицо, понять свои реакции на те или иные события. Эта литература может служить маркером для самого читателя о том, что важно для него, что в приоритете. И конечно, YA-литература просто поможет скоротать пару часов за чтением, пополнить словарный запас, получить новые эмоции и поделиться ими с близкими.
Есть ли какие-то тренды в янг-эдалте и как они меняются?
Е. Я., NoSugar Books: …В янг-эдалте всё распространяется, как вирус. Особенно это заметно в визуальных искусствах — фильмах и сериалах. Драконы из «Игры престолов» и «Дома дракона» в ответе за всё новые и новые всплески интереса к драконьей теме. Дорамы — за неутихающие волны интереса к Азии. После «Сумерек» несколько лет за нашими сердцами охотились вампиры. Вот примерно так это и работает: одно порождает другое, один вирус заражает читателей, потом появляется следующий — и всё начинается сначала.
А. Ч., «Маракуйя»: Вспомним начало: это был тренд на «мальчика, который выжил», вампиры, оборотни. Далее был резкий скачок антиутопий, а затем — сентиментальная проза с нежными чувствами школьников и студентов. Если мы сейчас посмотрим на издательский рынок, то увидим тренд на спортсменов, в особенности на хоккеистов. А в некоторых странах уже несколько месяцев тренд на гонщиков. Думаю, он и до нас дойдёт в скором времени. Сложно отследить, как именно меняются тренды, по большей части они сейчас зарождаются в буктоке (книжный сегмент видео в TikTok. — Ред.).
А. Л., «Полынь»: Главный тренд сейчас — это фэнтези-литература... Большинство произведений этого жанра относятся именно к YA. И в самом фэнтези есть ряд тенденций. Ярче всех выделяется азиатская литература и культура в целом. <...> Ещё один важный жанр сегодня — современный любовный роман (СЛР). Это те самые книги, где герои находят любовь, борются за неё, страдают или радуются. Отдельный тренд в этом направлении — спорт (баскетбол, хоккей, плавание — вариантов множество).
Ю. К., «Самокат»: …Нельзя не отметить тенденцию к переосмыслению сказочных, мифологических и фольклорных сюжетов. Зачастую они накладываются на знакомые читателю реалии и раскрываются на фоне взросления персонажей. Жанры городского фэнтези и романа-взросления всё чаще переплетаются именно в текстах отечественных авторов, причём, работая с фэнтезийной составляющей, авторы нередко обращаются не к западной традиции (хотя таких текстов тоже много…), но пытаются найти новые смыслы в наследии собственной культуры.
А. М., Marshmallow Books: Мне кажется, сейчас аудитория больше тянется к реализму, в том числе магическому реализму. Что на самом деле может помочь подростку — вера в себя или вера в чудо? Как пережить травматичные события? Как сделать тот или иной шаг? Как раз об этом, кстати говоря, наша книга «Мама, я съела слона»…
Есть стереотип, что young adult — для девочек. Это правда?
А. М., Marshmallow Books: Такой стереотип есть, но он связан с тем, что девочки по статистике чуть больше читают. Хотя, возможно, этот расклад будет меняться.
А. Ч., «Маракуйя»: …По большей части так оно и есть. Но если мы говорим про такие жанры, как детектив, триллер и фэнтези, то и молодые люди с удовольствием читают такую литературу.
А. Л., «Полынь»: Стереотип этот растет из того, что подавляющее большинство читателей — девушки. Они ярче проявляют свои эмоции на книги, чаще пишут отзывы, чаще ведут дневники и блоги на эту тему… И, конечно, многие делают упор на женскую аудиторию. Отсюда позиционирование книги через красивых персонажей мужского пола, яркие арты на обложках, почти всегда использование романтики в сюжете.
Е. Я., NoSugar Books: …Наверняка этот стереотип появился, потому что в русскоязычном поле для подростков пишут в основном авторы-женщины, причём их возраст — от 20 до 50 лет. Они очень чутко реагируют как раз на изменения трендов, они не только очень начитанны, но и насмотренны. И хотя я категорически против гендерного подхода в литературе, не могу не признать, что в последнее десятилетие женщины обрели свой чёткий голос не только в янг-эдалте, но и в литературе в целом.
Ю. К., «Самокат»: Есть стереотип, что девочки более чувствительны и эмоциональны. С одной стороны, этому и правда способствует гендерная социализация, с другой — хочется отметить, что мальчикам тоже свойственна потребность в эмоциональной разрядке, понимании и фиксации своих чувств и состояний.
Какая она — типичная героиня янг-эдалта?
А. Ч., «Маракуйя»: Если это сентиментальная проза, то старшеклассница, которая безумно красива, но об этом даже не подозревает. У неё длинные шелковистые волосы, идеальная фигура и лицо без недостатков. Что касается характера, то это тихая, замкнутая, необщительная девушка. Но если мы говорим о фэнтези, то здесь совсем другой настрой — это сильная духом, уверенная в себе героиня, которая может перевернуть мир.
Е. Я., NoSugar Books: [Героиня] такая, какой женщины-авторы чувствуют или хотят чувствовать себя: сильная, независимая, свободная, умная, иногда даже по-хорошему хитрая или, по-хорошему же, бесхитростная. И ещё ряд характеристик и нюансов, зависящих уже от сюжета и самой истории.
А. М., Marshmallow Books: …Сильная и яркая, не отступающая от своих целей и верящая в свои мечты несмотря ни на что. Она совсем не идеальная, как и все мы, и вынуждена справляться с собственными страхами, сложностями, чувствами. Но именно это и делает её такой привлекательной для читателя.
Ю. К., «Самокат»: Героиня YA-литературы эмоциональна, обычно она испытывает проблемы с адаптацией и поиском своего места в коллективе, ей свойственно сильно увлекаться и привязываться, совершать импульсивные поступки, параллельно с этим испытывать проблемы с доверием и развивать собственную автономность. Впрочем, галерея героинь подростковой литературы за последние десятилетия значительно расширилась.
А. Л., «Полынь»: Сейчас стараются отходить от клише-мотивов в пользу чего-то нового, но в каждый временной период найдётся своя типичная героиня. Где-то это сильная, волевая и независимая девушка, как в эпоху «Голодных игр», где-то — слабая, беззащитная и абсолютная «дама в беде», а где-то — та, которую будут бояться все вокруг. Времена меняются — героини тоже.