В детстве мы с сестрой часто ходили в сельскую библиотеку. Занимала она все комнаты верхнего этажа небольшого двухэтажного здания. Там было всегда тихо и уютно. Слышался только шелест страниц, да время от времени чуть уловимый шёпот детворы.
Почему-то разговаривать громко здесь вовсе не хотелось. И дело не в каких-то запретах. Ведь худенькая симпатичная женщина, хозяйка всего этого книжного богатства, доброжелательная и приветливая никогда не сердилась, если кто-либо из нас делал что-то не так. Скорее всего, дело в другом. Открывая тоненькую книжку с разноцветными иллюстрациями, будто приподнимал занавес и попадал в совершенно другой мир, волшебный. Поэтому, наверное, боясь нарушить это появившееся хрупкое восприятие сказочного мира, боясь спугнуть ощущение прикосновения к тайне, побуждало тебя говорить не в полный голос, а еле слышным шёпотом.
На стеллажах стояло бесчисленное количество тоненьких книг. У некоторых страницы были настолько истрёпаны, что сразу было понятно, их брали читать не единожды. Больше всего меня привлекали в книгах красочные рисунки, могла подолгу рассматривать их. Хотя чего там смотреть? От силы пять страничек в книге. Но для меня это было целое сокровище. Мне повезло. Ведь я могла прочитать любую детскую книгу и любоваться красочными иллюстрациями в ней.
А до середины XVII века взрослые рассказывали в основном сказки детям. Помните няню, Арину Родионовну, передававшую устно волшебные истории маленькому Саше. Такого жанра, как детская литература не было вовсе. Приходилось детям читать те же произведения, что и взрослым. Но в основном всё детское чтение сводилось к изучению религиозных книг.
18 век, названный Эпохой Просвещения, положил начало разделению школы и церкви. В светских журналах, издававшихся и для детей, стали печатать познавательные статьи, направленные на воспитание подрастающего поколения. Это было время удивительных открытий в области математики, астрономии, естествознании, географии. Маленькие читатели берут в руки «Приключения Робинзона Крузо», «Приключения Гулливера», « Дон Кихот». Книги, написанные простым, понятным языком, не просто занимательны. Они расширяют кругозор, учат смелости, решительности, не опускать руки, а добиваться своего, милосердию, доброте.
Романтизм XIX века поспособствовал появлению литературной или её ещё называют авторской сказки. Характе́рными её чертами было обращение к фольклору и народному быту. В сказках жирными мазками рисовались людские пороки того времени, показывалась жизнь разных слоёв общества. Красной нитью пронизывали повествование философские нравоучения, призванные помочь детям познавать мир через призму правильных моральных установок. Мы и сейчас зачитываемся сказками, написанными мастерами того времени. Француз Шарль Перро, датчанин Ганс Христиан Андерсен, немцы Братья Гримм.
Из истории праздника
Датский сказочник Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года.
Именно этот день был взят в 1967 году Международным советом по детской книге для празднования Дня детской книги.
Праздник сразу полюбился всем и взрослым, и детям. Ведь все мы родом из детства. Книга не просто развлечение. Она важнейший источник знания, формирующий духовную и интеллектуальную сущность современного ребёнка.