Минималия (лат. minimalia) – так библиофилы называют иногда миниатюрные книжки, которые составляют отдельную статью коллекционирования. Собрание минималий хранится, например, в библиотеке Пушкинского дома в Петербурге. У советского библиофила Евсея Капланского (1909–1971, Ленинград) было несколько сотен томиков уменьшенного формата, среди которых были и старинные, и современные.
Одной из самых ценных в его собрании была книжечка Desiderius Peregrinus, изданная в голландском Роттердаме в типографии Франса ван Хогстратена (1632–1696) в 1674 году. Размер её составляет всего 6,5 х 9,5 см. На титульном листе – офорт. На форзаце – штамп конца XVIII века: «Библиотека Дукалиса Готана 1799» (на картинках ниже – листы из другого экземпляра):
Цитируем статью «Капли книжного океана» о миниатюрных изданиях в коллекции Капланского и в истории книгоиздания из сборника «Коллекция служит людям» (1973):
«Книга издана в Голландии в XVII веке, когда там трудились знаменитые печатники братья Эльзевиры. Эльзевиры вслед за венецианцем Альдом Мануцием старались уменьшить формат издаваемых книг. В конце XV века Альд Мануций, тот самый, который ввёл запятую, стал печатать книги уменьшенного формата.
Братья Эльзевиры пошли ещё дальше. Они стали выпускать томики классической поэзии совсем небольшим форматом. Такая книга стоила дёшево, её можно было носить в кармане.
Издатели более позднего времени, достигнув значительных успехов в книгопечатании, уделяли много внимания оформлению книги.
Во Франции, например, стремились превратить книгу в произведение искусства.
Сын основателя издательской фирмы Дидо Амбруаз Дидо изобрёл веленевую бумагу и был искуснейшим типографом. По специальному заказу короля он напечатал собрания некоторых французских классиков в миниатюрном исполнении. А его потомок Фирмэн Дидо, живший во второй половине XVIII века, основал при словолитне гравировальное отделение, применил стереотип и наладил систематический выпуск малоформатных изданий».