Найти тему
Это Краснов

Акции Tesla рухнули на бирже. Пузырь лопнул?

За первый квартал 2024 года стоимость акций Tesla снизилась с $248 до $176, то есть почти на треть. При этом в 2021 году, на волне предвкушений от новой Model Y, стоимости акций приближалась к $400. Если три года назад капитализация Tesla превышала $1 трлн, то сейчас упала почти вдвое, до $550 млрд. Нет, это ещё не катастрофа, ибо до 2020 года акции Tesla стоили порядка $15-20. Но всё же с осени 2023 года компания стабильно дешевеет, и выпала из топ-10 самых дорогих корпораций США. Вот с чем это связано.

1. ТЯЖЁЛЫЕ ВРЕМЕНА. 2024-ый выглядит трудным годом для производителей электромобилей — спрос резко замедлился и в Китае, и в других странах. Основной конкурент Tesla за мировое лидерство, китайский BYD, также урезал план продаж с 4 млн до 3,6 млн электричек. По итогам прошлого года результаты Tesla были рекордны, но их сложно поддерживать. В том числе, потому что достигалось это за счёт больших дисконтов, что снизило прибыльность, а инвесторы такого не любят. В 2024 года Tesla предстоит выдержать мощную конкуренцию со стороны китайских компаний на фоне остывающего рынке, и в этой гонке Tesla пока не выглядит очевидным фаворитом.

На Tesla Model S / X приходится лишь 70 тысяч из 1,8 млн проданных Tesla
На Tesla Model S / X приходится лишь 70 тысяч из 1,8 млн проданных Tesla

2. УЗКИЙ МОДЕЛЬНЫЙ РЯД. Звучит парадоксально, но из 1,8+ млн проданных в прошлом году Tesla 1,7+ млн пришлось на Model 3 / Model Y, которые являются родственными моделями. Явным фаворитом остаётся Model Y с результатом 1,2 млн штук, и такой перекос создаёт для компании определённые риски, ведь если спрос на Model Y упадёт, общие продажи Tesla могут обрушиться. Для сравнения, у BYD более-менее ровные продажи формирует пул из девяти моделей (Qin, Song, Yuan, Dolphin, Seagull, Han, Tang, Seal, Denza D9).

Tesla Model Y в 2023 году разошлась сумасшедшим тиражом — более 1,2 млн штук. Модель стала лидером на рынке Европы, Китая и в мире вообще
Tesla Model Y в 2023 году разошлась сумасшедшим тиражом — более 1,2 млн штук. Модель стала лидером на рынке Европы, Китая и в мире вообще

3. СПОРНЫЕ НОВЫЕ МОДЕЛИ. Выход пикапа Cybertruck бесконечно откладывался, а результат оказался... не то что плохим, но не настолько феерическим, как, вероятно, ждали поклонники. У автомобиля есть сильные стороны, но он возбуждает больше фанатов марки, чем широкую аудиторию (оную он порой отпугивает уродливым дизайном в стиле компьютерных игр 80-х). Tesla сильно заморочилась с технологией производства плоских панелей кузова из нержавейки, однако есть ли у неё плюсы (кроме увеличения цены), пока неясно. С точки зрения электромобильных параметров Cybertruck весьма зауряден, и в чём-то уступает существующим пикапам типа Chevrolet Silverado EV. Не меньше вопросов и к новой Tesla Roadster: кажется, Илон Маск больше увлечён установкой на неё реактивных моторов, чем созданием по-настоящему новаторского электромобиля.

Дизайн никогда не был сильной стороной Tesla, но Cybertruck задал новую планку: как по мне, самая безвкусная машина со времён Fiat Multipla или Pontiac Aztek
Дизайн никогда не был сильной стороной Tesla, но Cybertruck задал новую планку: как по мне, самая безвкусная машина со времён Fiat Multipla или Pontiac Aztek

4. БАТАРЕЯ 4680. Tesla разработала собственную батарею формата 46 мм на 80 мм, одной из главных особенностей которой является сухая технология изготовления электродов. Она позволяет сократить энергозатраты на производство за счёт исключения этапа просушки, однако очень капризна. Tesla удалось наладить изготовление сухих анодов, а вот с катодами (по состоянию на конец 2023 года) возникли проблемы: технологию не удаётся масштабировать, чтобы выйти на большие тиражи выпуска. Вероятно, проблемы разрешимы, но пока они тормозят, в том числе, выпуск Cybertruck.

Новая батарейка Tesla имеет более крупный формфактор и сулит неплохие (хотя и не рекордные) параметры. Плотность энергии в районе 300 Вт*ч/кг — это хороший показатель для современных батарей, но перспективные китайские имеют плотности раза в полтора выше
Новая батарейка Tesla имеет более крупный формфактор и сулит неплохие (хотя и не рекордные) параметры. Плотность энергии в районе 300 Вт*ч/кг — это хороший показатель для современных батарей, но перспективные китайские имеют плотности раза в полтора выше

5. ПРОЕКТ ДЕШЁВОЙ TESLA. Это козырь в рукаве, который может открыть новую главу в истории Tesla, как до этого Model Y. Проект относительно доступной Tesla с ценой до $25 тысяч получил кодовое имя Redwood, а сама машина, возможно, будет называться Model 2. Старт производства намечен на середину 2025 года, и, если все заявки будут выполнены, Tesla имеет хорошие шансы вернуться на победную волну. Но в этом проблема для инвесторов, которые уже не раз сталкивались со смещением сроков и изменением цен Tesla по пути к серийному производство: самый свежий пример — Cybertruck. Поэтому скепсис насчёт Model 2 остаётся, а часы тикают: в отсутствие новых моделей этот и следующий год могут превратиться в чёрную полосу.

Один из рендеров возможного дизайна Tesla Model 2
Один из рендеров возможного дизайна Tesla Model 2

ИТОГО. Я далёк от того, чтобы заявлять о «лопнувшем пузыре». На самом деле, у Tesla было немало спадов, и прибыльной компания стала лишь несколько лет назад, а все её сумасшедшие рекорды относятся к периоду после 2020 года: до этого и цена акций, и продажи были на порядки ниже. В арсенале компании есть множество перспективных технологий, включая автопилот FSD v12, гигаштамповки, батареи формата 4680 и совместное производство с CATL, плюс проекты роботакси и тягача Semi. Компания много работала над выстраиванием цепочек производства батарей и строила по всеми миру гигафабрики. Многие из этих вложений ещё находятся в стадии раскрутки. Так что я почти уверен — Tesla ещё будет удивлять нас. Хотя, возможно, не всегда приятно.