Найти тему
Это Краснов

У Tesla села батарейка. Аккумулятор формата 4680 тянет компанию на дно

Оглавление
Батарею 4680 первой получила Tesla Model Y, затем Cybertruck
Батарею 4680 первой получила Tesla Model Y, затем Cybertruck

Тот, кто сделает лучшую батарею, станет королём электромобильного рынка. В Tesla об этом знают лучше других, поэтому серьёзно инвестировали в разработку собственной ячейки формата 4680, которую ставят на Model Y и новый Cybertruck. Тесла-оптимисты называют её лучшей литий-ионнкой в мире, но пессимисты указывают, что параметры ни разу не одурманивают, а главное, Tesla столкнулась с такими проблемами при производстве аккумулятора 4680, что под угрозой все планы компании. Что это за батарея и почему для Tesla наступает момент истины?

Что такое 4680

Индекс 4680 относится к форма-фактору: диаметр — 46 мм, высота — 80 мм. Если популярные батарейки 2170 были похожи на пальчиковые, то эти чем-то напоминают алюминиевую банку объемом 0,2 л. И главное, это первые аккумуляторы, которые Tesla разработала самостоятельно вместе с технологией их производства: в последней, собственно, и загвоздка.

-2

Чисто химически батарея выглядит традиционной, используя катод NMC811 с высоким содержание никеля (плюс литий, марганец и кобальт). Анод — графитовый, причём в первых версиях не было даже примеси кремния, которой обычно «форсируют» батарейки.

Как Tesla завязла в сухих электродах

Главная изюминка — это сухая технология изготовления электродов (Dry Battery Electrodes или DBE). В классическом методе электроды наносят на металлическую фольгу в виде жидкой массы, которую затем сушат, отделяя вредные пары. Оборудование занимает много места, а сам процесс несёт экологические риски. «Сухие электроды» снижаются энергозатраты примерно в десять раз, а производительность растёт, по оценкам «Теслы», в семь раз.

Но сухие электроды сложных в изготовлении, и тут Tesla заявляет о технологическом прорыве с помощью купленной ранее компании Maxwell Technologies, работавшей над сухими электродами лет пятнадцать.

-3

Информации по теме мало, но, похоже, Tesla всё-таки удалось освоить «сухой метод». В 2022 году специалисты по батареям разбирали первые ячейки 4680, разглядывали их под микроскопом и установили, что аноды действительно сделаны сухим методом. Было много дискуссий, почему именно аноды, но главное, что Tesla сделала первый шаг.

А вот с катодами, похоже, возникли проблемы, и на конец 2023 года они так и не решены. То есть производство идёт, но темпы примерно в десять раз ниже плановых. Это критично, потому что именно высокая тиражность вкупе с низкими энергозатратами должны были сделать батареи 4680 лучшими по цене-качеству.

Что ещё может 4680

Интересная черта этой батарейки: корпус толщиной 0,5-0,6 мм, что примерно вдвое больше, чем у версии 2170. Зачем нужен «лишний» металл? Чтобы сделать батарейный блок несущей частью кузова: его крышка является полом салона. Кроме того, удаётся сэкономить на сборке батарейного блока: так, в Model Y нужно засунуть 4416 батареек формата 2170 и всего 828 батареек формата 4680.

-4

Всех интересует удельная емкость батареи, но Tesla не даёт официальных характеристик, а измерения на стороне дают разброс результата. Ориентируясь на данные канала Limiting Factor, удельная емкость первого поколения 4680 составляла 272-296 Вт*ч/кг, что является неплохим значением для NMC-батарей, но отнюдь не поражающим воображение. Однако Tesla по всем признакам заложила большой потенциал на вырост, например, не использует кремний в анодах, а это даёт прирост удельной емкости до 10-20%. Кроме того, сухой процесс (если будет освоен) позволяет делать электроды толще, что увеличивает удельную емкость. Эксперты ждут её роста до 333 Вт*ч/кг уже в этом году, что является одним из лучших показателей для батарей электромобилей.

Это провал или прорыв?

У Tesla сейчас много зон риска: пробуксовывает запуск полноценного автопилота (хотя прогресс есть), не очень ясны перспективы выпуска роботов Optimus, равно как бюджетной Tesla под рабочим названием Redwood, роботакси и грузовиков Semi. На фоне тотального демпинга прошлого года акции Tesla пошли вниз несмотря на рекордный уровень продаж. И потому батарейка 4680 так важна: аккумулятор — это фундамент электромобиля, а электромобили — это фундамент Tesla.

Если проблема сухих электродов не решится, батарея 4680 станет плюс-минус равноценным конкурентом уже существующим ячейкам, которые делают для Tesla Panasonic, LG и ряд китайских компаний (включая BYD и CATL). И тогда остальные проблемы могут захлестнуть компанию.

-5

Но если сухой процесс покорится Tesla, батарея 4680 наверняка станет инъекцией адреналина. При относительно традиционной химии она даёт большой выигрыш с точки зрения производственных затрат, а значит, имеет шанс стать лучшей по цене/качеству.

Признаки для оптимизма есть: Tesla начала выпуск батареи 4680 на гигафабрике в Техасе, но недавно сообщила о расширении завода в Неваде, в том числе, под выпуск этих ячеек. Интересно поглядеть, сыграет ли эта ставка и чем ответят китайцы.