Найти тему
фантасмагорец

Соглядатай или повесть о счастливом даре "наблюдать"

картинка сгенерирована нейросетью
картинка сгенерирована нейросетью

В феврале 1930 года в эмигрантском журнале «Современные записки» (парижский журнал о русской эмиграции, издаваемый с 1920 по 1940 г.) опубликуют повесть «Соглядатай» Владимира Сирина. Сирин — псевдоним, под которым издавался Владимир Набоков. Кстати, в русском фольклоре Сирин — мифическая райская птица.

Как позже отметит русская писательница Нина Берберова, именно в Соглядатае Набоков созревает как прозаик, и для него открывается «путь
одного из крупнейших писателей нашего времени».

Соглядатай - тот, кто тайно наблюдает, следит за кем-либо, чем-либо. В сущности, основная идея повести, как утверждает сам повествователь, и есть в том, чтобы согляда́тайствовать:

Я понял, что единственное счастье в этом мире — это наблюдать, соглядатайствовать, во все глаза смотреть на себя, на других, — не делать никаких выводов, — просто глазеть. Клянусь, что это счастье.


Произведение повествует о жизни и о среде разношерстных русских эмигрантов (беженцев из СССР), поселившихся в догитлеровском Берлине, где среди прочих отчаявшийся главный герой, обычный репетитор, из-за череды обстоятельств решается пойти на крайность, наложив на себя руки.

Повесть неоднозначна, Набоков стирает барьер между происходящим в реальности и воображением главного героя, из-за чего повествователь становится ненадежным рассказчиком. Именно этот прием, как по мне, возносит Соглядатай на литературный Олимп.

Спасибо за внимание!
Следующая книжка — «Машенька» Набокова, продолжаем изучать автора.
В предыдущей серии — Альбер Камю «Посторонний»