Найти тему

Разберемся с понятием "квинтовый круг" в музыке раз и навсегда - удивитесь, как это просто

Оглавление
Квинтовый круг – это удивительное понятие в музыкальной теории, которое может показаться сложным и запутанным на первый взгляд. Однако, разобравшись в его основах, можно легко овладеть этой музыкальной концепцией и никогда больше не путаться в тональностях, диезах и бемолях.

Приглашаю вместе углубиться в мир квинтового круга и раскрыть все его тайны.


Квинтовый Круг можно назвать схемой для быстрого запоминания всех тональностей и ключевых знаков (диезы и бемоли) в этих тональностях. Ключевыми называются знаки, выставленные при ключе, (скрипичном, басовом или другом) в самом начале музыкальной строки. И играть их нужно на протяжении всего произведения.

А диезы, бемоли и бекары, которые будут встречаться в определенных тактах, называются случайными. Их нужно учитывать только в такте, в которых они появились.

А теперь давайте представим циферблат часов, где цифре 12 соответствует нота "до".

От нее и начнем отсчет.

Если будем двигаться по квинтам по часовой стрелке, то получим диезные мажорные тональности.

Если будем по квинтам двигаться против часовой стрелки, то получим бемольные тональности.

Что означает выражение "движемся по квинтам" или "строим по квинтам"? Сейчас разберемся.

Первый звук тональности называется тоникой, а пятый - квинтой.

Вспомним интервалы.

Повторение одного звука - это прима: "до" - "до".

"до" -"ре" - это секунда (сейчас не будем вдаваться в подробности, малая или большая секунда

"до" -"ми" - это терция

"до" -"фа" -это кварта

"до" - "соль" - это квинта

"до" - "ля" -это секста

"до" - "си" -это септима

"до" 1 октавы и "до" 2 октавы - это октава.

Теперь понятно, что в до мажоре тоника - это "до", от "до" пятый звук - "соль". Звук соль в до мажоре и является квинтой.

-2

Значит, следующая тональность будет соль мажор.

От соль легко находим квинту. Это звук "ре". Значит, следующая тональность - ре мажор.

-3

И так далее.

Ну скажите, разве это сложно?

Так же без особых усилий находим квинты от "до" против часовой стрелки. Получаются такие тональности: до мажор, фа мажор ( потому что квинта против часовой стрелки от "до" это "фа").

-4

Далее идут си бемоль мажор (ни в коем случае не си мажор. Си мажор - диезная тональность, к ней приходим, если идем по часовой стрелке по квинтовому кругу), далее ми бемоль мажор и так далее.

А вот теперь внимание!

Чтобы не запутаться, нужно все - таки понимать разницу между тоном и полутоном. Поэтому напоминаю.

Полутон - это ближайшее расстояние между звуками. На пианино легче всего их увидеть.

Полутоны: до - до диез (черная клавиша справа от до), а вот до - ре - это тон. Потому что ближайшее расстояние до - до диез, затем до диез -ре.

Между клавишами си и до нет черной клавиши (это я уж совсем просто стараюсь объяснить), потому что это расстояние и есть полутон.

Расстояние между нотами "ми" и "фа" тоже является полутоном.

Эти знания нам очень пригодятся, чтобы правильно построить квинту, в которой должно быть три с половиной тона.

Давайте посчитаем от "до": до - ре -тон. ре -ми -тон, ми -фа -полутон. фа -соль-тон. В сумме три с половиной тона. Именно поэтому, когда идем от ноты до по квинте вниз получается не си (будет всего три тона), а си бемоль (как раз три с половиной тона).

Так же это понимание пригодится нам, чтобы правильно добавить в новой тональности диез или бемоль.

Не пугайтесь, совсем простое правило! Сейчас поясню.

В каждой новой тональности увеличивается количество диезов и бемолей на один.

И новый знак обязательно в диезных тональностях должен появиться на седьмой ступени.

В до мажоре знаков нет. Следующая тональность по часовой стрелке - это соль мажор. Значит, в соль мажоре должен появиться диез, и именно на седьмой ступени.

Ну нам уже совсем не трудно посчитать, что седьмая ступень в соль мажоре - это фа. Вот почему в тональности соль мажор имеется звук фа диез.

-5

Теперь не трудно посчитать, что в следующей тональности ре мажор уже два диеза. Первый фа диез остается от соль мажора и второй добавляется на седьмой ступени. В ре мажоре седьмая ступень - до. Поэтому появляется знак до диез.

-6

И если мы видим произведение с ключевым знаком фа диез и звучащее в мажоре, смело можем заявлять, что это тональность соль мажор. А если имеется два знака, то это непременно будут фа диез и до диез и тональность ре мажор.

О минорных тональностях поговорим в другой раз.

Новый бемоль появляется на 4 ступени.

Надеюсь, теперь мы поняли, зачем нам нужно знать о квинтовом круге. Квинтовый круг помогает разобраться с тональностями и количеством диезов и бемолей в них.

Одно маленькое отступление. Картинки для музыкальных тем делать очень непросто. мне помогает музыкальный конструктор, который я собрала сама. В этой статье найдете описание. Надеюсь, вам пригодится.

А также можете прочесть об интервалах

Всего вам доброго, дорогие, новых творческих успехов!

Не забывайте, что ваши лайки и комментарии помогут данной публикации набрать больше просмотров.