Найти тему
NOTA RE Уроки фортепиано

Кварто-квинтовый круг. Строение тональностей на фортепиано.

Кварто-квинтовый круг – это геометрическое представление системы тональностей расположенных по кругу в виде определенной последовательности, где каждая следующая тональность отстоит от предыдущей на квинту или кварту. Скачать кварто-квинтовый круг можно на сайте https://nota-re.ru

Всего у нас 7 нот. До-ре-ми-фа-соль-ля-си.

На кварто-квинтовом круге ноты обозначаются латинскими буквами. Это называется буквенная нотация.

Буквенная нотация начинается с ноты Ля и буквы А.

Ля - А

Си - В

До - С

Ре - D

Ми - E

Фа - F

Соль - G

12 секторов кварто-квинтового круга - это 12 клавиш (звуков) в пределах одной октавы. От каждого звука строится 2 тональности: мажорная и минорная.

Мажорные тональности расположены по внешнему кругу.
Минорные тональности - по внутреннему кругу.

-3

Строение мажорной гаммы: 2 тона - полутон - 3 тона - полутон (До мажор)

-4

Строение минорной гаммы: тон - полутон - 2 тона - полутон - 2 тона
(Ля минор)

-5

Параллельные тональности
параллельными называют мажорную и минорную тональность, которые имеют одинаковое количество знаков при ключе. В круге расположены в одном секторе. Например: Ре мажор и Си минор - 2# при ключе.

-6

На клавиатуре:Мажорная тональность строится
на малую терцию (1,5 тона) выше параллельной минорной
(До мажор и Ля минор)

-7

Порядок появления диезов

Считалочка: Фа, до, соль, ре, ля, ми, си - села кошка на такси

-8

Порядок появления бемолей

Считалочка: Си, ми, ля, ре, соль, до, фа - к мышке в гости шла дрофа

-9

Диезные тональности
При движении по клавиатуре снизу вверх c интервалом в Чистую Квинту
получаем на каждом шаге новую тональность с одним дополнительным диезом.

-10

По кругу - движение по часовой стрелке от 0 до 7#

-11

Бемольные тональности

При движении по клавиатуре снизу вверх Чистыми квартами или сверху вниз Чистыми Квинтами получаем на каждом шаге новую тональность с одним дополнительным бемолем.

-12

По кругу - движение против часовой стрелки от 0 до 7b

-13

Энгармонически равные тональности

-14

Две мажорных или две минорных тональности, одинаковые по звучанию, но разные по названию и написанию. Строятся от одной клавиши, но от разных звуков.
Например: До# мажор и Реb мажор.
C# и Db - энграмонически равные звуки.

-15

6 тональностей на круге (3 мажорных и 3 минорных) имеют энгармонические эквиваленты.
Поэтому: практически мы имеем 24 гаммы, но фактически 30 тональностей. (примеры обведены на фото зеленой рамкой)

-16