В подборке выставок на апрель — фотохроника Владимира Лагранжа, текстильные эксперименты Варвары Степановой и проект к 80-летию со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны. Каждая выставка познакомит зрителя с определённым хронологическим этапом развития отечественного искусства и позволит открыть для себя новые художественные имена.
Цвет как форма
Москва, ЦТИ «Фабрика»
до 18 апреля 2024 года
Художница из Лос-Анджелеса Кристи Липпайр изучила геометрию советского конструктивизма, ранние графические и текстильные эксперименты представительницы русского авангарда Варвары Степановой. Всё это стало вдохновением для персональной выставки, в которой художница переосмыслила формы конструктивистской архитектуры, добавив цве́та и текстур.
Отпечаток эпохи. Владимир Лагранж
Москва, Галерея Люмьер
до 8 сентября 2024 года
Выставка погружает зрителей в атмосферу блокадного Ленинграда и рассказывает о сохранении исторического наследия осаждённого города — как сберегли Эрмитаж и скульптуру Медного всадника. Этот проект посвящён Ленинградцам, которые смогли выстоять, победить и героически пережить страшное время фашистского наступления.
От цвета к свету
Москва, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
до 20 июня 2024 года
Выставка сделана к 100-летию со дня рождения русского художника и теоретика искусства Владимира Вейсберга по материалам исследовательницы его работ Анны Чудецкой, которая написала в 2018 году монографию о художнике «От цвета к свету». Творчество Вейсберга пришлось на послевоенный период, но ни к соцреализму, господствующему в то время, ни к нонконформизму отнести его невозможно, художник упорно работал в русле классического искусства.
Два зала посвятили цветному периоду. Вейсберг устроился в Пушкинский музей разнорабочим, чтобы часами изучать полотна импрессионистов и Сезанна из Дрезденской коллекции на выставке 1955 года, всё это произвело на него огромное впечатление и отразилось на его творчестве тех лет. Другие залы посвятили аналитическим этапам творчества, в котором художник рассматривал цвета и их изменения, строил композиции на взаимодействии сближенных цветовых оттенков и уделял внимание сложной «белой фактуре», сосредотачиваясь на понятиях пространства и плоскости.
Николай Ульянов. Искусство без манифеста
Москва, Третьяковская галерея
до 21 июля 2024 года
Николай Ульянов — один из лучших учеников Валентина Серова и художник, чьё имя незаслуженно забыто. Он плотно сотрудничал со Станиславским и Мейерхольдом, создавал декорации к театральным постановкам и экспериментировал в стилях ар-деко, кубизм и неоклассицизм. Третьяковская галерея предлагает познакомиться с творческим путём мастера и оценить его роль в русском искусстве.
Город-герой Ленинград
Санкт-Петербург, Центральный выставочный зал «Манеж»
до 12 мая 2024 года
Выставка погружает зрителей в атмосферу блокадного Ленинграда и рассказывает о сохранении исторического наследия осаждённого города — как сберегли Эрмитаж и скульптуру Медного всадника. Этот проект посвящён ленинградцам, которые смогли выстоять, победить и героически пережить страшное время фашистского наступления.