Эта статья начинает цикл статей о ветхозаветном пророке Иезекииле.
У него была особая миссия — пророчествовать среди избранного народа в плену Вавилонском.
Своим пленённым соотечественникам он проповедует о грядущем Мессии, о будущей судьбе Израильского народа и всего человечества.
Так как иудеи наказаны Богом, находятся в изгнании и страдают, то эти обстоятельства оказали большое влияние на содержание и форму пророческого служение Иезекииля.
Призвание его Богом, очень таинственно, необычно и удивительно.
Оно произошло через известное видение пророком Иезекиилем славы Господней на Вавилонской реке Ховаре.
Этому видению посвящена вся 1-я глава Книги Иезекииля, но в этой статье будет рассмотрено только несколько стихов Священного текста:
И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, — и таков был вид их: облик их был, как у человека; (Иез. 1, 4-5).
В описании этого видения выделяются слова пророка — “подобие” и “как бы”.
То есть он видит реальный факт, но подходящих слов его описать не находит.
Как и апостол Павел пишет:
И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. (2Кор. 12, 3-4).
То же самое мы видим в Житиях святых, когда святые угодники Божии признаются, что не могут передать свой опыт Богообщения человеческими словами.
В нашем языке, который предназначен для определения вещей земных и описания предметов чувственных, не предусмотрены слова для объяснения мира духовного, для нас этот мир является тайной.
Поэтому пророк Иезекииль словами условно-предположительного сравнения стремится передать открытую ему в видении славу Господню, образы которой надо понимать и истолковывать весьма осторожно.
Тогда возникает вопрос: для чего нужно вообще говорить о видениях, если сделать это адекватно нельзя?
В первую очередь для того, чтобы показать, что духовный мир — это мир иного измерения, там нет физических законов и единица там вполне может быть тройкой, и наоборот, тройка — единицей.
То есть, познать сущность Бога невозможно и объяснить Его славу выше человеческих сил.
Как Бог говорит устами пророка Исаии:
Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. (Ис. 55, 8-9).
Поэтому приходиться только улыбаться, глядя на современных протестантских “пастырей”, которые толкуют Священное Писание, как им заблагорассудится.
Священный текст — это не поэзия, которую заучил и рассказал перед Дедом Морозом за вкусняшки.
Смысл этих текстов часто для людей скрыт, по причине какого-то Промысла Божия, либо ввиду греховности нашего ума, а также — нашей суетности и ограниченности.
Многие тайны Божии постигаются только Духом Святым, Которого сподобились стяжать святые отцы.
По этой причине православные священники объясняют Писания по святоотеческим толкованиям.
Но вернёмся к видению пророка Иезекииля, в котором разумеется есть явления парадоксальные.
Например, он описывает существа, которых Библия называет Херувимами.
Вид у них наподобие животных, а облик — человеческий. Херувимов в видении было четыре, у каждого Херувима четыре лица и четыре крыла, а под крыльями, с четырёх сторон, расположены руки человеческие.
Каждый Херувим двигался по направлению своего лица и не оборачивался назад...
Пророк ничего не объясняет, а только констатирует факт.
С нашей точки зрения — это какой-то абсурд.
Но Иезекииль описывая это явление не видит никакой бессмыслицы, ему просто приходится излагать эту непостижимую нелогичность.
Впоследствии святые отцы, созерцая славу Божию, отметят, что о Боге надо свидетельствовать в молчании.
Так зародилось в православии Апофатическое богословие, которое применяет метод познания Бога через незнание, то есть исключая все словесные определения и отказываясь от всех тварных аналогий, а также применяя к Божественной жизни, которая несоизмеримо выше всего тварного, слова в превосходной степени, такие как:
- сверхбытие,
- сверхблаго,
- сверхлюбовь...
Поэтому и описал своё видение пророк Иезекииль в категориях превышающих наше понимание для того, чтобы люди не пытались как-то подстраивать Бога к земным реалиям.
И пророк именно с этого видения начинает свою проповедь, чтобы показать угнанным в Вавилонский плен иудеям, что все их знания и мнения о Боге ничтожны, а рассуждения о том, чего угодно Богу — скудны и скупы.
И последнее, что хотелось бы отметить в данной статье — Господь даёт видение пророку Иезекиилю, чтобы вознести его дух на вершину познания тайн Божиих и наделить его способностью созерцать и описывать парадоксы, которые невозможно даже изложить на словах.
Продолжение о видениях пророка Иезекииля читайте здесь
Пишите в комментариях, что вы думаете по этому вопросу.
Чтобы канал "Духовные посевы" мог развиваться и сеять зерна веры православной, подписывайтесь и ставьте "палец вверх".
Читайте предыдущую статью автора: Зачем Бог приводит в пример Своему избранному народу патриотизм и традиционные ценности неизвестного никому племени