В прошлой статье говорилось о видении пророком Иезекиилем подобие славы Господней и о том, что невозможно человеку понять и даже описать реалии духовного мира.
Но Бог даёт Иезекиилю вдохновение и он записывает Откровение Бога в свою Книгу.
Пророк видит четырёх загадочных существ — Херувимов, похожих одновременно и на животных и на человека, он пишет:
у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь, и крылья их легкие. Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. (Иез. 1; 6-7,10-11).
Буквально это описание Херувимов пророка Иезекииля вошло в Православную Церковь в виде иконографического искусства.
Херувим — это Ангел, сущность духовная и поэтому изображается с крыльями.
Но Ангелы, несомненно, не являются такими, какими они изображены на иконах, это всего лишь визуализация описанного видения пророка.
Мы даже ангельскую сущность познать не можем, не говоря уже о Божественной, и как на самом деле Ангелы выглядят не знаем. Мы можем себе их образ только отдаленно представить и изобразить.
Итак, пророк увидел Херувимов, у которых было подобие крыльев и лики человека, льва, тельца и орла.
Именно в этих образах Церковь символически увидела четырёх евангелистов, которые подтвердили истинность Спасителя и проповедовали Евангелие всему миру.
И это произошло не случайно.
Вообще, для церковных людей случайностей не бывает.
Церковная реальность воистину полна тайн.
Церковь наполнена, не наружным и периферийным мистицизмом, не рациональной и обоснованной мистикой, а подлинной глубинной и неисчерпаемой тайной.
Некоторые тайны открываются людям в земной Церкви (они называются Таинства), а некоторые — откроются в Церкви Небесной.
А есть те тайны, которые откроются когда истребиться на земле всякая тьма. Как пишет святой апостол Петр:
Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. (2Пет. 3, 10,13).
Или когда апостол Павел пытается постичь тайну Христа (Жениха) и Церкви (Невесты), он проникая в неё своим духом созерцает Премудрость Божию, но изнемогает умом и когда изречь словами уже не в силах, просто утверждает:
Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. (Еф. 5, 32).
Апостол понимает, что людям в их настоящем состоянии тайны Духа постичь невозможно.
У людей нет той нищеты духовной, нет той детской чистоты сердца и ума, чтобы даже принять Таинства Церкви, не говоря уже о глубинах Премудрости.
Человек всегда старается всё рационально понять, всё себе объяснить.
Он не верит Церкви в простоте и смирении, а как бы говорит себе: “вот пойму и тогда поверю”.
Разумеется человек не может понять Таинства и начинает роптать: “зачем столько много каких-то непонятных символов и обрядов, церковных предметов и одежд, лишних книг и молитв…? Можно же славить Бога проще.”
По такому упрощённому и облегчённому пути пошли протестанты, и совсем утратив глубину, обмелели.
Оставив себе принцип Sola skriptura — “Только Писание”, они лишились той бездонной духовности, проникая в которую умом и сердцем смиряешься и восхищаешься от непостижимости величия Божией Премудрости и Славы.
Итак, православная Церковь в видении пророка Иеремии подобия славы Господней, а в частности, в образах четырёх Херувимов, узрела пророчество и Откровение Божие о четырёх евангелистах.
Но узрела не сразу и не так очевидно.
Ведь наряду с Евангелиями Матфея, Марка, Луки и Иоанна, распространялись апокрифические рукописи подписанные именами апостолов Христа (было даже Евангелие от Иуды).
Составляя канон Священных Книг Нового Завета Церковь отсекла все рукописи не имеющие к творению Святаго Духа никакого отношения и, конечно, в этот момент никто не думал о видении пророка.
Но когда четыре Евангелия были Церковью утверждены, Дух Святой через святых отцов указал, что именно эти четыре Херувима пророчествуют о четырёх евангелистах.
Как Херувимы являются неким элементом подобия славы Господней на Небе, так апостолы и евангелисты засвидетельствовали славу Господню на земле.
И это не искусственное притягивание пророчеств на какие-то церковные действия, а подлинное прозрение глубин бездонной духовности и созерцание тайн домостроительства спасения Господня.
И в заключение этой статьи, нужно рассмотреть ещё один элемент подобия славы Господней из видения Иезекииля, который гармонично вошёл в Церковь:
Над головами животных было подобие свода, как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их… А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него. (Иез.1; 22, 26-27).
Когда в православном храме вы входите из притвора в среднюю часть храма, которая располагается между притвором и алтарём и поднимаете голову к куполу, вы видите, что в его центре изображён Иисус Христос Вседержитель, Который как бы покоится на окружающих Его четырёх полусферических парусах, на которых изображаются именно четыре евангелиста с символами четырёх животных.
Евангелист Матфей изображён с существом имеющим лик человека, евангелист Марк — с символом льва, евангелист Лука — с символом тельца и евангелист Иоанн Богослов — с символом орла.
Если заглянуть в пророчество то мы увидим, что в описании пророка Иезекииля, паруса это как бы свод Небесный, на которых располагается купол Престол с изображением Господа, а подножием Престола Божиего являются Херувимы и евангелисты.
Таким образом, даже архитектурные детали православного храмостроительства и церковное храмовое искусство являются зеркальным отражением духовного мира, в мире материальном и вполне соответствуют созерцанию пророком Иезекиилем подобия славы Господней, на Вавилонской реке Ховаре.
Продолжение о видениях пророка Иезекииля, Бог даст, читайте в следующей статье.
Пишите в комментариях, что вы думаете по этому вопросу.
Чтобы канал "Духовные посевы" мог развиваться и сеять зерна веры православной, подписывайтесь и ставьте "палец вверх".
Читайте предыдущую статью автора: Пророк Иезекииль: Призвание на пророческое служение через видения