Найти тему

Первые предметы искусства. Венера Палеотическая и наскальная живопись

Хороши? Вам что больше нравится?

Петроглифы мы пробовали копировать на уроках живописи. Чего только мы не делали, мда. Зато интересный эксперимент. Древним человеком я себя не представила, но процесс увлекательный. Сегодня наскальная живопись редкая редкость. К местам, где есть петроглифы и где это возможно, водят экскурсии. Фигурки Венер можно увидеть в музее за стеклом. Слишком древние и хрупкие. Когда смотришь на первые рисунки человека, фигурки Венер, тянет улыбнуться. Ну что это такое? Примитивные, все просто. Сможет даже и ребенок. Собственно, как и рисунки детей, наскальную живопись и маленькие скульптуры Венер сложно рассматривать как искусство.

Вы можете со мной не согласиться, тем не менее, это оно. Если полюбопытствовать, что такое искусство, можно с многим не согласиться. Если смотреть на наскальную живопись или на Палеолитических Венер, то можно смело сказать, что эти фигурки и живопись вполне являются результатом выражения внутреннего/внешнего мира? По мне так вполне.

И что с того, что они служили предположительно, для ритуалов? Не факт. Важно, что они рукотворные. Важно, что люди, которые вырезали эти фигурки и вывели своей собственной рукой животных, что-то имели ввиду. Для древних маленькие скульптурки Венер и сценки охоты имели определенное символическое значение. Они отражали их внутренний мир или представления о том, что им бы хотелось от этого мира получить.

Так же и сегодняшние дети, рисуя фломастерами представляют свой собственный образ на листе. Маму, папу, цветок, соседскую кошку.

Когда-то в далеком будущем, тысяч через пять лет, найденный на помойке (прости осподи, если они тогда еще будут) детский рисунок станет предметом искусства. Ведь кто знает, что там в будущем нас ждет. Вполне вероятно для наших потомков рисунки маркерами или фломастерами покажутся "пещерными". Да и вообще, вряд ли потомки наши будут задаваться вопросами, сколько лет было художнику, что он имел ввиду, рисуя те или иные каракули.

Венера из Холе-Рельс
Венера из Холе-Рельс

Им будет интересно другое. Зачем они это делали? Зачем рисовали вот эти вот каракули?

Долгое время искусством считали деятельность, удовлетворяющую любовь человека к прекрасному.

Не обращала свое внимание - а стоило бы - в сторону определения искусства. Искусство, как дорога в двух направлениях. Ведь есть мастер (творец) и есть зритель. Искусство с точки зрения мастера: потребность выразить себя, свой внутренний мир, и деятельность, удовлетворяющая любовь к прекрасному. С точки зрения зрителя то, что вызывает эмоциональный отклик. Весьма шаткое определение, тем более, что эмоциональный отклик может вызывать и лежащая на пути какашка. Собственно, такое "искусство" тоже есть. Посмотрите Пьеро Мандзони автора известной баночки с дерьмом артиста.

Размышляя об определении искусства, я бы хотела отметить одну важную штуку. Которая лично для меня является маркером искусства. Предельность. Это некий предел фантазии, умения, который доступен в данный момент человеку. Тысячи лет назад пределом был рисунок угольком на скале, вырезание довольно примитивной фигурки. Если допустить немного иронии, то какашка в консервной банке Пьеро Мандзони - деградация, по сравнению с древними. Хоть консервная банка и вполне технологичное устройство. Но прекрасного тут и предела творческих возможностей нет.