В корейском эпосе существует легенда о Тангуне. К Хвануну, отцу основателя корейской государственности, однажды пришли тигр и медведица и попросили их сделать людьми. Хванун дал им 20 долек чеснока и полыни, велев на 100 дней спрятаться от солнца в пещере и питаться только этим. Тигр сдался, а медведица полностью прошла испытание и стала женщиной. Позже ее взял в жены сам Хванун и у них родился сын – Тангун, который в Корее считается основателем государства.
Хоть это и легенда, она имеет продолжение: «секретный рецепт» на основе чеснока и полыни стал косметическим бестселлером в Корее. Правда, назначение его немного поменялось. Вплоть до XX века чеснок и полынь считались основой средств для отбеливания кожи: культ белой кожи в древности был повсеместно – отбеливающие средства были популярны не только в Корее, но и Древнем Риме, Средневековой Европе и даже на Руси.
В Корее женщины уже с давних времен использовали косметику.
Во многих памятниках старины найдены бронзовое зеркало, бронзовая косметическая баночка и пудры для лица, и это показывает, что в те времена кореянки использовали разные косметические изделия.
В период трех государств (начало 3-го века до н. э. – середина 7-го века н. э.) повышение эстетических требований женщин обусловило развитие косметических изделий, что привело к развитию техники их изготовления и обогащению их ассортимента.
В то время косметика состояла из пудры для лица, губной помады, туши для бровей, масла для волос и благовоний.
Были два вида пудры – один из них сделал своим главным составом натуральные материалы, а другой был сделан путем термообработки растительного материала.
В качестве масла для волос использовалась смесь воска и масла, которые не имели запаха и долго сохраняют блеск.
В это время изготовлялись и духи и благовония. Их получали путем складывания ароматных лепестков в масло или сушения в тени ствола, листьев и корня ароматических растений с последующим их размалыванием.
В Корее есть история, когда люди измельчали цветы и специи, чтобы создать свой собственный уникальный запах в качестве своего рода самоидентификации, помогающей выделиться.
В годы государства Корё (918 г. – 1392 г.) появились профессиональные ремесленники, специализирующиеся на выпуске косметики, а во дворе дома, где живет девушка, сажали сафлор красильный, являющийся материалом губной помады. Таким образом, изготовление и использование косметики получило широкую популярность.
В период Чосон феодальной династии (1392 г. – 1910 г.) косметические изделия более развивались: они уже делали кожу лоснящейся и мягкой, предотвращали повреждение кожного покрова и защищали его.
В то время широко использовалась пудра, сделанная из растительных материалов, а по местным особенностям и общественному положению использовалась и пудра из размолотых раковины и жемчуга.
Самым высококачественным материалом для изготовления туши считалась смесь сажи, полученной после сжигания соснового побега, и рапсового масла. На изготовление туши также шли лепестки груши и листья сосны.
Согласно статистике, корейцы предпочитают мировые бренды в парфюме, однако корейский производитель также радует покупателей широким ассортиментом. По качеству и стойкости корейские ароматы не уступают мировым брендам, и, зачастую, цены гораздо лояльнее, чем у европейского производителя.
По данным Foundation of Korea Cosmetic Industry Institute (KCII), экспорт косметики из Южной Кореи составил 8,84 млрд долларов в 2023 году. Корейская косметика стала не только важным источником пополнения бюджета Южной Кореи, но и узнаваемым брендом сама по себе. Примечательно, что во многих странах, в том числе и России, на волне популярности корейской косметики, появилось большое количество подделок.
Среди косметических гигантов выделяют Amore Pacific. История компании началась с небольшого семейного бизнеса, который возник из-за крайней необходимости – основательница компании неожиданно стала вдовой и для того, чтобы прокормить детей, стала продавать масло камелии. Неожиданно этот компонент стал популярным, а маленькая семейная компания превратилась в крупный концерн.
Современное производство косметики в Южной Корее имеет еще одну особенность. Зачастую крупнейшие косметические бренды, в том числе продающие товары по всему миру, как бы это ни было парадоксально, не имеют своих лабораторий и производств. Можно было бы подумать, что корейцы пошли по примеру мировых лидеров индустрии красоты, но нет – в Корее особое отношение к качеству и контролю производства. Разработкой, исследованиями и производством косметики занимаются крупные независимые лаборатории, а крупные бренды просто делают у них заказы.