Найти в Дзене
Археология+

СКОЛЬКО СТОИЛ НАРЯД В ВОЛЖСКОЙ БОЛГАРИИ?

(С) Богачев А.В., 2012.

Я исследовал много погребений раннеболгарского времени на Средней Волге. В каких-то из них были золотые серьги и серебряные поясные наборы, а в каких-то – просто несколько бусин из стекла. И традиционно считалось, что в последних были захоронены бедные люди. Однако, проведенное мною исследование, показало, что не все так однозначно. Я продолжаю свой рассказ о костюмах и украшениях средневековых народов, начатый в статьях об аварах, гузах, русах. Это адаптированный авторский пересказ раздела из нашей монографии (см. литература).

Мной была предпринята попытка анализа цены и ценности отдельных составляющих костюма (одежды, украшений) народов, проживавших на волжском отрезке Великого шелкового пути в последней четверти I тыс. н.э., т.е. накануне образования государства.

Этот вопрос интересен и с точки зрения археологических исследований. В частности, на праболгарских могильниках Среднего Поволжья в числе прочих элементов погребального инвентаря нередки находки украшений (бусы, серьги, браслеты, медальоны), предметов туалета и одежды (зеркала, игольники, копоушки, застежки-костыльки), являющихся неотъемлемой частью костюма [Багаутдинов, Богачев, Зубов 1998]. Какую ценность имели все эти вещи с точки зрения их обладателей? Какую цену они платили за импортные товары? Можно ли с точки зрения археологов считать «бедным» праболгарское захоронение, в котором найдена лишь одна стеклянная бусина?

-2

Прежде чем приблизиться к ответу на все эти вопросы, необходимо вспомнить, что «цена вещи» и «ценность вещи» не всегда и не везде совпадают.

С точки зрения классической экономики, цена – это количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара. А це́нность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия субъекта, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей выполняет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности личности, обозначений ее различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям.

Важно понимание того, что цена и ценность некой вещи в одно и то же время будут совершенно различными в разных географических пунктах и у разных народов. Собственно на феномене «перепада цен» и зиждется система межрегиональных торговых отношений.

-3

Если говорить о времени конца I тыс., то например, цена рабыни, стоившей в Скандинавии 70 дирхемов, при ее доставке на Арабский Восток поднималась до 2 250, а то и до 15 000 дирхемов [Лебедев 2005. С. 326].

Знаменитая «Записка» ибн Фадлана позволяет приблизиться к пониманию цены и ценности одежды в первой четверти X века [Богачев, Французов 2011]. В приведенном ниже отрывке говорится о том, какую цену пришлось заплатить багдадским послам одному из знатных гузских вождей Йиналу Младшему, чтобы получить возможность проезда через его родовые территории.

«Тогда мы подольстились к нему с тем, чтобы он удовлетворился [получением] джурджанского хафтана стоимостью в десять дирхемов, куска [материи] пай-баф, лепешек хлеба, пригоршни изюма и ста орехов» [Ибн Фадлан 2006. С. 726]. Из воспроизведенного фрагмента «Рисалы» ибн Фадлана ясно, что одежда и материя являлись весьма ценными подношениями и с точки зрения дарителей, и в глазах принимавшей эти дары местной знати. Понятно и то, что 10 дирхемов (стоимость кафтана) для того времени были достаточно внушительной суммой, в принципе достаточной (вкупе с восточными сладостями) для решения всех тогдашних «таможенных недоразумений».

-4

В тот период времени дирхемы на Востоке изготавливались из серебра. Вес одной монеты разнился в зависимости от места чеканки, но первоначально один дирхем весил примерно 2,8 – 2,9 грамма [Иглтон, Уильямс 2011. С. 91].

Академик В.Л. Янин пишет о том, что именно изучение вопроса проникновения дирхема на территорию Восточной Европы «открывает возможность уточнить время становления торговых связей Восточной Европы со странами Халифата, а эти связи играли большую роль в экономической истории Восточной Европы вплоть до самого конца X в.» [Янин 2009. С. 93].

Таким образом серебряный дирхем был некой валютой того времени, принимаемой и на Западе, и на Севере, и на Арабском Востоке.

Как и во что конвертировалась эта валюта на Средней Волге? Вот что в 20-х годах X века писал ибн Русте о жителях Волжского Булгара: «Основным их богатством являются куньи шкурки. Не имеют они [собственных] денег из ценных металлов, их дирхемами являются [именно] шкурки куницы. Одна шкурка куницы имеет у них стоимость двух с половиной дирхемов. А белые круглые дирхемы ввозятся к ним из мусульманских стран путем обмена за их товары. У них в обращении белые дирхемы, чеканенные в странах ислама» [Ибн Русте 2006. С. 703].

Итак, одна шкурка (куницы) стоила 2,5 дирхема. Но интересно и то, что именно шкурками (соболя) в тот период платилась ежегодная дань царем волжских болгар хазарскому кагану: «На царе ас-сакалиба [лежит] дань, которую он платит царю хазар: от каждого дома в его государстве – шкуру соболя» [Ибн Фадлан 2006. С. 726]. Здесь важно отметить, что шкура соболя – это дань не с одного человека, а с дома, т.е. с семьи из нескольких человек.

Любопытные ценовые соотношения той эпохи приведены в фундаментальной монографии Г.С. Лебедева.

Меч = 125 г серебра

Стремя = 125 г серебра

Копье = 50 г серебра

Шпоры = 20 г серебра

Узда = 10 г серебра

Уздечная пряжка = 5 г серебра

Нож = 3 г серебра (или 1 дирхем)

1 бусина (стекл.) = 3 г серебра = 1 дирхем = 1 шкурка куницы [Лебедев 2005. С. 325].

-5

Вероятно, примерно такие цены на обозначенные товары были тогда и на волжском участке Великого Шелкового пути. В частности, вот что зафиксировано в «Записке» ибн Фадлана: «Самым великолепным украшением [считаются] у них [русов] зеленые бусы из той керамики, которая бывает на кораблях. Они делают [для приобретения их] исключительные усилия, покупают одну бусину за дирхем и нанизывают [их] в качестве ожерелий для своих жен» [Ибн Фадлан 2006. С. 739].

В связи с рассматриваемой нами проблемой важно отметить, что серебряные арабские дирхемы были найдены в комплексах VIII – IX вв. в Больше-Тарханском [Генинг, Халиков 1964. С. 63] и Кайбельском [Сташенков 2003. С. 330] раннеболгарских могильниках Среднего Поволжья, а также в подкурганном захоронении салтовского круга в могильнике Петрунино IV на Нижней Волге [Круглов 1992. С. 182].

Таким образом, все приведенные выше данные позволяют нам весьма радикально изменить наш традиционный взгляд на раннеболгарские погребения, содержащие низку стеклянных бус, одну железную пряжку или нож, как на захоронения бедных общинников. Вероятнее всего, в могилах, содержащих такого рода, казалось бы, небогатый сопровождающий инвентарь, захоронены представители, условно говоря, среднего класса, которые и налог «с дома» могли заплатить, и приобрести себе все необходимое и для достойной (не без красивых вещей) жизни, и для достойного погребения.

-6

Ссылки на литературу и источники см.: Богачев А.В., Французов Д.А. Костюм праболгар Среднего Поволжья: конец VII– начало Xв. Самара: СамГТУ, 2012. 350 с.; Сокровища ойкумены. Великое переселение. М.: Бук Хаус, 2005.